«Всегда вызывают нас на допрос, потому что мы белорусы». Многодетная мать перегоняет машины на фронт в Украину
Радыё Свабоа рассказало о белоруске Марине Киевец, которая в одиночку воспитывает в Польше троих сыновей и гоняет машины на войну в Украину.
Марина из Иваново Брестской области. Ей 36 лет. В Беларуси она работала инженером-химиком. Принимала участие в протестах 2020 года. Во время ее задержания муж лишь посмеивался над ней. После этого женщина уехала с тремя детьми в Польшу. Там среднему сыну поставили диагноз «аутизм». Чтобы содержать семью, Марина пошла работать в такси.
Около года назад Марина Киевец начала перегонять машины для украинских военных.
«Когда смотришь на ситуацию в Украине, хочется чем-то помочь. Донатить я не могу, потому что я одна с тремя детьми. На войну, может, я бы и поехала, если бы у меня не было детей», — рассказывает собеседница.
Марина нашла контакты волонтеров, которые перегоняют машины на войну. Ее приняли в волонтерское сообщество.
«Если я везу машину из Белостока в Варшаву, то это занимает полдня. Если из Белостока прямо до Киева, то это сутки только в одну сторону, сутки назад, если автобусом. Потом нужно еще минимум сутки, чтобы отдохнуть и прийти в себя», — рассказывает Марина.
С сентября прошлого года Марина перегнала в Украину 4 или 5 машин. При этом у нее трое сыновей. Присмотреть за ними помогают близкие подруги.
- За перевозку автомобилей на войну Марина не получает денег. Это волонтерская деятельность. Сама она тратит деньги только на перекусы в дороге. За топливо заранее, а также за обратный билет в Польшу платит украинская сторона, которая получает машины. Подруги не берут с нее денег за то, что присматривают за детьми в ее отсутствие.
Первым автомобилем, который Марина перегнала в Украину, был микроавтобус Volkswagen. Раньше она работала в такси на компактной Škoda Fabia, отмечает собеседница.
«Когда ты привык ездить на машине, на которой хорошо все управляется, легко… Коробка передач отличается у всех машин. Но что поделаешь? Приспосабливаешься и едешь», — говорит водитель.
Откуда берутся эти машины, кто их покупает или передает, Марина точно не знает. Объясняет, что они предназначены не для конкретных белорусских подразделений, а в целом для Вооруженных сил Украины. По словам собеседницы, доставляют автомобили на войну не так много людей. Она знает менее десяти, среди них больше женщин.
«Человеку нужно три-четыре дня, чтобы пригнать одну машину. Не все могут это делать. Если у человека удаленная работа, тогда возможно. Если ты постоянно работаешь, даже если бы и хотел, не смог бы», — объясняет она сложности.
Они едут по одному человеку в автомобиле, сменного водителя нет. Иногда колонной из нескольких машин. Из Белостока обычно выезжают поздно вечером. Утром добираются до украинской границы. Там есть возможность отдохнуть, пока оформляют документы. Если машины едут в Харьков, то делают остановку в Киеве. Там есть дом, где можно переночевать, рассказывает Марина
«Пока пройдешь границу, это отрезок времени. Может, и до двух часов дня, может, до трех. А потом уже едешь до Киева», — рассказывает она.
С собой волонтеры берут документ о том, что везут гуманитарную помощь от благотворительной организации в виде автомобилей или также других вещей. Его показывают на границе, добавляет водитель.
«Всегда вызывают нас на допрос, потому что мы белорусы. Разные вопросы задают… Я честно отвечаю, что я на стороне Украины и помогаю», — говорит Марина.
Белоруска отмечает, что ракета может прилететь куда угодно. Неизвестно, когда и где будет обстрел.
«Когда я первый раз ехала, мне было немного странно осознавать, что на территории этой страны война, могут быть прилеты, а я не подготовлена. Что делать, если будет прилет, обстрелы? Ехать или останавливаться?», — делится она.
Женщина добавляет, что соратники посоветовали лучше выходить из машины на время обстрела. Но таких случаев еще не было, говорит водитель. Однажды во время ночлега она слышала, как летят «Шахеды».
«Это было жутко. Ты слышишь этот звук, который приближается, и понимаешь, что он несет за собой смерть. Это страшно», — вспоминает Марина.
Марина Киевец говорит, что сама не контактирует с бойцами, для которых везет машины. Но знает от соратников, что они благодарят и удивляются, что «хрупкие женщины» перегоняют транспорт. Собеседница рассказала, что однажды после допроса на границе ее сопровождал к машине украинский пограничник, спрашивал, какие машины везут.
«Он говорит, что это хорошие машины, очень хорошо помогают. Я посмотрела ему в глаза, а в них было столько боли. Говорит: «Спасибо большое за то, что вы делаете. Это очень помогает нам на фронте. Я там был. Теперь меня комиссовали, и вот я здесь. То, что вы делаете, — это большое дело». Я говорю: «До победы вместе!». Он в этот момент заплакал», — рассказывает собеседница.
Сейчас семья Марины живет на пособие от польского государства на детей. Это около 600 долларов в месяц. Подрабатывает няней, в клининге, помогает с поиском жилья другим людям.
Марина Киевец (справа) с соратниками на киевском железнодорожном вокзале. Посередине — белорусский доброволец Александр «Лахвич» Навкович