«Война правок» Светланы Тихановской
Сказанные в интервью «Настоящему времени» слова Светланы Тихановской о мужестве белорусов, «во многом благодаря которым прекратилось российское нападение на Киев со стороны Беларуси», надо воспринимать в контексте того, как будет оцениваться роль и место нашего государства после нынешней войны. И чем обернется для него вероятная победа украинской стороны.
Несомненно, полностью избежать экономических и политических последствий соучастия нынешнего режима в военных преступлениях стране не удастся, и по подписанным Лукашенко векселям нынешнему поколению придется заплатить сполна. Но минимизировать эти последствия можно, постоянно напоминая, что реальная Беларусь воевала по другую сторону фронта.
Ведь нельзя же отрицать, что в условиях фактической российской оккупации белорусы действовали в полном соответствии с афоризмом Рузвельта «делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть»: кто-то выводил из строя железную дорогу, кто-то сообщал украинцам о перемещении российской военной техники, самые смелые отправились в белорусские части украинских вооруженных сил.
Насколько это реально помешало планам российского наступления – однозначно об этом сегодня не скажет никто. Даже после того, как откроются архивы российских венных и белорусских спецслужб, историки будут десятилетиями ломать копья вокруг этого вопроса.
Но у Европейского континента нет в запасе десятилетий. Ему уже сейчас нужно определиться с тем, что такое Беларусь: соучастник России или ее жертва? Чаши весов неустойчивы: на одной из них государственный официоз, совместные маневры, провокационные митинги Азаренка под украинским посольством.
На другом – весь богатый спектр низового народного сопротивления, формальным выразителем чаяний которого является Светлана Тихановская. Одна трактовка сегодняшней действительности противостоит другой, противоположной. В Википедии это называется «войной правок», в Беларуси от исхода этой войны зависит будущее как минимум нескольких поколений.
Вот именно перед этими поколениями и нужно зафиксировать самое важное на сегодня: сопротивление есть! Пусть даже белорусский резистанс не стал переломным фактором в этой войне (хотя впереди еще всякое может случиться), но сам факт того, что он имел в ней место, дает нам шанс быстрее вернуться в мировое сообщество, от которого наша страна была искусственным образом изолирована.
В конце концов, у французского Сопротивления во главе с Де Голлем тоже не было военных успехов стратегического масштаба, но сам факт противостояния агрессору позволил Франции считать себя полноценным участником победы над нацизмом. Надеемся, что тот же путь пройдет и Беларусь.
АНТОН