Власти Литвы раскрыли, почему опасаются нашествия беженцев из Беларуси
Массовый приток белорусских беженцев может иметь непредсказуемые последствия для Литвы, считает советник президента страны Фредерикас Янсонас. По его словам, Департамент государственной безопасности регулярно предупреждает о том, что не может справиться с растущим миграционным потоком.
«Я считаю, что действительно важный момент – это то, в чем сейм ошибся. Ставка на унификацию условий проживания и передвижения в Литве для россиян и белорусов была отклонена, теперь через полгода мы возвращаемся к проблеме. Департамент ГБ сигнализирует: проблема в том, что каждый месяц в Литву приезжают тысячи и тысячи новых жителей из Беларуси. И мы создаем потенциально большую проблему», – заявил Янсонас в эфире радиостанции Žinių radijas.
Поясним, что 26 декабря сейм Литвы одобрил поправки к закону о правовом статусе иностранцев, которые позволят выдавать белорусам, прибывшим в страну через посредство МИД, вид на жительство по гуманитарным причинам не на один, а на три года. Закон направлен на подпись президенту Гитанасу Науседе. При этом президент Литвы занимает жесткую позицию в отношении убежища для белорусов, вынужденных покинуть родину. Прошлой весной литовскому парламенту пришлось даже преодолевать президентское вето для того, чтобы добиться послаблений для граждан Беларуси при получении ВНЖ по сравнению с россиянами. Идею уравнять в ограничениях граждан РБ и РФ поддерживает и премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните.
По состоянию на 1 января в Литве проживало 48,8 тыс. белорусов, а по последним данным за 1 октября – 61 тыс. белорусских граждан. «За год, насколько я могу судить, в Литву приезжает 20 тыс. новых людей (из Беларуси). Я не знаю, кого они представляют. Мы потенциально создаем пятую колонну и воображаем, что здесь все хорошо и красиво, но это не так», – комментирует эти цифры Янсонас.
Предложение увеличить срок действия гуманитарного ВНП до трех лет внесло министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте. Она аргументировала это тем, что соответствующий документ кажется преимущественно гражданам Беларуси, которые спасаются от режима Александра Лукашенко. Ситуация в стране «долго не меняется», белорусы «не могут вернуться на родину по истечении года и вынуждены подавать новую заявку» на ВНЖ.
По мнению министра, увеличение срока действия этого документа позволило бы избежать неудобств, вызванных необходимостью часто его изменять, а Департамент миграции при МВД сэкономил бы административный ресурс на обработке заявлений. Комитет сейма по национальной безопасности и обороне, возглавляемый депутатом Лауринасом Кащюнасом, выступил против этого предложения, а вот комитет по иностранным делам эти поправки поддержал. Белорусский оппозиционный политик Светлана Тихановская назвала «понятными» опасения, что вместе с политическими беженцами в страну могут проникать и люди, представляющие угрозу национальной безопасности, однако не считает это достаточным поводом для того, чтобы вводить против белорусов дополнительные ограничения.
«Наш основной посыл: не надо уравнивать в санкциях россиян и белорусов, все-таки у нас другой контекст. Мы лучше попытаемся помочь литовской стороне с верификацией людей», — предложила она.