Политика

«У белорусов до сих пор есть запрос на перемены». Эксперт объяснил суть имитационной политики Лукашенко

О том, почему Лукашенко показательными освобождениями политзаключенных не может повторить опыт 2008 и 2015 годов, в интервью «БелНовости» рассказал политический аналитик, координатор белорусской экспертной сети «Наше мнение» Вадим Можейко.

  • Сейчас мы видим «помилования» заключенных. Иногда это люди, которым сидеть осталось считанные дни, кто-то был болен, их показательно отпускают. Как это все понимать?

Давайте начнем с тех, кого освобождают. Вопреки тому, что Лукашенко пытается представить, но это не тяжело больные люди. Потому что у белорусских правозащитников существует список тяжелобольных, кого нужно немедленно выпустить по состоянию здоровья. Но выпускают на свободу не этих людей. Среди освобожденных значительная часть тех, кому осталось сидеть совсем немного, например, один месяц. Это, конечно, лучше, чем ничего, но это не семь лет.

Кроме того, эти освобождения никак не меняют политический ландшафт в стране. Освобожденных унижают, запугивают, заставляют снимать покаянные ролики для пропагандистов. Им запрещают общаться с правозащитниками, чтобы никто не узнал правды и сами освобожденные не стали медийными фигурами. И, соответственно, о части таких людей мы даже не знаем, потому что из-за страха они избегают публичности.

  • В чем тогда политический смысл таких «помилований»?

Это стандартная для Лукашенко политика, которую он практиковал в 2008 и 2015 годах, чтобы как-то разморозить отношения с Западом после выборов и репрессий. Разморозить их, выпуская заключенных. Известный и понятный для него инструмент. Но сейчас есть критическая проблема.  

  • Какая?

Первое, большинство санкций и недовольство Запада вызваны не внутренними репрессиями в Беларуси в 2020 году и после, а посадкой самолета Ryanair и искусственно созданным миграционным кризисом на границах, а потом соучастием в агрессии против Украины в 2022 году. Освобождение политзаключенных никак это все не меняет.

Второй момент в том, что режим Лукашенко одной рукой политзаключенных освобождает, а другой сажает новых. Скажем, в один из летних месяцев 50 человек освободили, 50 новых политзаключенных посажены. То есть, ситуация не изменилась. Проблема в том, что вообще есть политзаключенные. Репрессии не останавливаются, что прекрасно видят на Западе.

Третье, параллельно появляется информация об издевательствах над известными политзаключенными. Как недавно сказала Анаис Марэн, спецдокладчик ООН по правам человека в Беларуси, все это больше напоминает роман «1984» Джорджа Оруэлла. Это банальная метафора, но спецдокладчик не разбрасываются такими словами каждый день.

Поэтому освобождения политзаключенных сейчас ни к каким переменам не ведут ни в Беларуси, ни в политике Запада относительно Беларуси. Какие-то люди оказываются на свободе, какие-то за решеткой.

  • Мы за освобождение всех, независимо от медийности, но почему не освобождают знаковых фигур?

Потому что кризис в 2020 году как начался, так и не завершился. Никакой устойчивости своего режима Лукашенко не видит, он боится этих людей на свободе. За решеткой держат тех, кого боятся отпустить. Лукашенко боится общественной реакции на такое освобождение.

Сейчас нет протестов не из-за любви к Лукашенко, а потому что все запуганы. По этой же причине не выходят на протесты, например, люди в оккупированных городах Украины.

  • Списки новых освобожденных опубликовал телеграм-канал Романа Протасевича? Зачем его раскручивают в такой роли?

Романа Протасевича поймали и сломали. Сейчас его образ — персонаж из «Игры престолов» Теон Грейджой в своей худшей ситуации (Теон Грейджой близок к потере свой личности/идентичности под сильным внешним давлением, — ред). Протасевич делает вид будто он работает слесарем на заводе, летает на отдых в Дубаи и как бы ненавязчиво подпевает пропаганде. В книге и сериале у Теона Грейджоя в конце все сложилось неплохо, хотелось бы верить, что и у Протасевича будет что-то хорошее.

  • Когда был обмен между Россией и Западом, на свободу вышли некоторые российские политзаключенные. Часть белорусских политиков ревностно отнеслась к тому, что среди освобожденных нет узников режима Лукашенко. А почему?

Там не было и заключенных из среднеазиатских стран… Такая реакция белорусских политиков — эффект существования в общем постсоветском информационном пространстве: если что-то проходит в России, тогда и что-то, якобы, должно происходить у нас. Но почему среди освобожденных узников Кремля должны быть белорусы? Мне не очень понятно.

Кроме того, в рамках этого обмена не вышли и, например, Юрий Зенкович, гражданин не только Беларуси, но и США (Зенкович попросил помилования у Лукашенко, что показали в пропагандистском фильме 19 сентября на телеканале «Беларусь 1», — ред), не вышел Анджей Почобут, за которого польские власти впрягаются всеми силами. Если США и Польша не могут добиться результатов, то чего ожидать от белорусских политиков в эмиграции?

Россия поменяла политзаключенных на своих агентов, арестованных на Западе. А кого менять Лукашенко?

  • После президентских выборов 2025 года Лукашенко попытается более активно улучшить отношения с Западом?

Базовый прогноз, что президентские выборы будут похожи на местные, когда выбирают между разными сортами любителей Лукашенко. Других опций не предлагается.

Когда Лукашенко сам себе переназначит, то к изменениям это не приведет. Он хотел бы перевернуть эту страницу, мол, давайте вернемся к прежним отношениям. Но у Лукашенко есть и политические противники, которые прекрасно понимают его задумку, работают, чтобы это не воплотилось. Я общаюсь с разными дипломатами, все прекрасно понимают, что Лукашенко занимается имитацией и выборов, и освобождения политзаключенных.

  • К чему это все должно привести?

Это все ведет к тому, чтобы у Лукашенко было больше стимулов к диалогу. Нужно больше людей выпускать на свободу, желательно более известных и, что самое главное, прекратить репрессии в принципе.

Вообще же, у белорусов до сих пор есть запрос на перемены, как весной 2020 года.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть