Судьба Беларуси решится в Пекине: версии последствий удара по российскому самолету в Мачулищах
![](https://bel-news.com/wp-content/uploads/2023/02/451945ee-e2067f69132485268f9579ce451415a1.jpeg)
Похоже, к белгородским, рязанским, брянским и курским партизанам присоединились и белорусы Мачулищ. По сообщениям СМИ, 26 февраля на аэродроме 50-ой смешанной авиабазы Беларуси в результате нескольких взрывов поврежден самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50У.
- Событие сразу же обросло невероятным количеством версий. Действительно, его нельзя назвать рядовым. Это первая серьезная подтвержденная атака на российских военных в Беларуси. Самолет, который, если верить сообщениям, уже никогда не полетит, стоит более 300 млн. долларов и состоит сплошь из иностранных комплектующих. У ВКС РФ таких бортов с индексом «У», то есть «Улучшенный», всего шесть.
Рассмотрим версии произошедшего и последствия.
Предположим, не произошло ничего, а белорусская оппозиция и «партизаны» выдают желаемое за действительное. Но оперативно-следственные действия белорусских силовиков в Мачулищах говорят об обратном. Патрули ГАИ, вооруженный ОМОН, внутренние войска и даже поисковые вертолеты – все это свидетельствует о том, что определенные события имели место.
Предположим, сам Лукашенко по указанию Путина, естественно, устроил провокацию. Ее цель – обвинить Украину в терроризме и начать новое наступление на Киев с целью «защиты» Союзного государства. Но как мы уже сказали, поврежденная техника слишком дорога и ценна (особенно с учетом западных санкций на поставку комплектующих). В качестве объекта провокации вполне подошли бы устаревшие Су-27 или МиГ-29, которых у российской армии в избытке.
Официальная российско-белорусская версия, естественно, строится на участии Вооруженных сил Украины. Рано утром 26 февраля аэродром в Мачулищах был атакован шестью беспилотниками, которые были сбиты, однако обломки одного упали на снегоуборочную технику, сообщали российские медиа.
Расследователи ByPol утверждают, что к диверсии причастны исключительно белорусские партизаны, которые провели атаку двумя дронами со взрывчаткой. Утром 27 февраля появилась информация о первом аресте. Гражданка Беларуси Кристина Масименко была задержана еще накануне вечером, однако официальных данных еще нет.
- Теперь о том, что же реально могло произойти. Версии «информационного вброса» и «провокации» выглядят, как мы уже сказали, сомнительными. Могли ли действовать партизаны? Безусловно. Вряд ли белорусские аэродромы охранялись лучше российских…
Но тогда возникает вопрос типа беспилотников – обычный дрон из спорттоваров не способен нести взрывчатку необходимой мощности. Возможно, помощь с оборудованием оказали украинские специалисты. Но Украина пока никак не комментирует происшедшее. Да и диверсантам не так просто проскочить под носом у белорусских спецслужб.
Как ни удивительно, но более правдоподобно выглядит официальная версия о сбитых дронах и обломках. Конечно, в само сбитие верится с трудом, но вот сама атака вполне могла иметь место. Напомним, США поставляли Украине дроны-камикадзе дальностью до 100 км. Такие дроны вполне могли бы использовать для удара по А-50.
- Реакция Лукашенко будет обусловлена версией, на которой остановятся белорусские силовики. Для Лукашенко наиболее выгодна история с «партизанами». Она позволяет наделить силовиков дополнительными полномочиями и усилить террор.
Если же утвердят версию с украинской ДРГ, что весьма вероятно под внешним давлением Москвы, Лукашенко придется как-то реагировать. Вот тут предсказать дальнейшие события очень трудно. Официальное участие в войне Беларуси не только подвергает риску жизнь Лукашенко и его семьи, но и перечеркивает и без того весьма гипотетического диалога с Западом.
Очевидно, последствия уничтожения российского самолета определит запланированный на 28 февраля визит Лукашенко в Пекин и встреча с руководителем Китая Си Цзиньпином. Китай последовательно демонстрирует намерение наращивать влияние на постсоветские страны и желает превратить конфликт вокруг Украины в контролируемый. С этой точки зрения, молчание белорусской стороны по поводу атаки выглядит, как пожелание Китая. Оба режима воздерживаются от прямого вовлечения в войну, а значит, не заинтересованы в излишнем внимании к инциденту в Мачулищах. Возможно, белорусская сторона попытается представить происшедшее как несчастный случай.
Ответные шаги Минска на события в Мачулищах определят не только участие Беларуси в войне, но и ее дальнейшее место на политической карте мира.
Андрей САХНЕВИЧ