Смотрящий за соседом: какую миссию может исполнять Пригожин в Беларуси
Вчерашнее выступление Путина, анонсированное как «судьбоносное» и «поворотное в истории России», оказалось на поверку бессвязным набором фраз. На фоне беспрепятственного движения военных колонн на Москву, взорванных мостов и сбитых вертолетов все это выглядело такой ахинеей, что ее не стоило бы даже и комментировать, если бы у нее не было одной содержательной части — белорусской.
Сложилось впечатление, будто появление российского диктатора в телевизоре решало лишь одну задачу — публичных гарантий боевикам ЧВК «Вагнера».
«Сегодня у вас есть возможность продолжить службу России, заключив контракт с Министерством обороны или другими силовыми органами, либо вернуться к своим родным и близким. Кто хочет — сможет уйти и в Беларусь», — сказал он.
И действительно, уже на следующее утро стало известно о посадке бизнес-джета Евгения Пригожина на военном аэродроме в Мачулищах под Минском. Ситуация с остальными тысячами наемников из ЧВК более туманна. Согласно одной из версий, наемникам уже строят военные лагеря где-то под Осиповичами. Согласно другой — достоверных подтверждений этому нет. Скорее всего о том, есть ли в Беларуси российские наемники, в каком количестве и статусе, мы узнаем только со временем. Не исключено, что и стороны еще не согласовали этот вопрос.
«Лукашенко предложил найти пути решения для дальнейшей работы ЧВК «Вагнер» в законной юрисдикции», — написала пресс-служба Евгения Пригожина.
Звучит откровенно издевательски, если учесть, что «Вагнер» никогда не искал «законных юрисдикций». Не говоря уж о том, что современная Республика Беларусь — не то место, куда нужно обращаться в поисках законности. И уж точно не то, где можно прятаться от гнева Владимира Путина, о чем Евгению Пригожину должно быть очень хорошо известно.
Тогда зачем все эти странные телодвижения? Зачем походы на Москву, ночные выступления Путина и утренний рейс в Мачулищи? Пока что все это можно объяснить версией о том, что Путин не столько отправил Пригожина в изгнание, сколько придумал для него новую миссию «смотрящего за Беларусью», что как раз очень близко и понятно для человека с тюремным опытом. К тому же такая версия вписывается в логику поведения Путина в отношении командира «Вагнера», которого российский президент уже не раз пытался отправить в почетную ссылку на должность то депутата Госдумы, то лидера ЛДПР, то губернатора. Все эти искушения Пригожин благополучно обошел, но на этот раз, очевидно, оказался в условиях, в которых от предложения очень трудно отказаться.
В таком случае, функционал наемников в Беларуси может быть сведен к контролю за белорусским режимом на предмет его лояльности и пресечения любых попыток Лукашенко выйти из навязанной ему игры. Вплоть до захвата власти в стране.
Мы уже обращали внимание на схожесть положения Александра Лукашенко с судьбой венгерского регента Миклош Хорти в октябре 1944-го года, когда он объявил о перемирии с СССР и пытался искать контакты со странами антигитлеровской коалиции. Для удержания Венгрии в германской орбите Гитлер задействовал диверсантов Отто Скорцени, чтобы выкрасть сына Хорти и шантажом принудить регента к отставке.
Не секрет, что Кремль видит в Лукашенко потенциального предателя. Достаточно вспомнить тайные письма Минска в адрес лидеров европейских государств. В таком случае и загадочная скоропостижная смерть главы белорусского МИДа Владимира Макея может оказаться совершенно не случайной.
Как бы там ни было, новый Отто Скорцени в Беларусь уже прибыл. Надо полагать глава Беларуси сейчас невероятно рад тому, что предусмотрительно отправил сына Колю в Китай, подальше от тех мест, куда могут дотянуться путинские агенты.
Хотя, конечно, если Пригожин захочет сменить в Беларуси власть, он может и не прибегать к интригам и похищениям. Судя по тому, как беспрепятственно «Вагнеру» удалось совершить марш-бросок на Москву, вряд ли его ожидает серьезное сопротивление в походе на Минск. Предъявленное нам Виктором Хрениным «народное ополчение» не выглядит впечатляюще в сравнении с «вагнеровскими» головорезами, а многочисленные карательные структуры, как мы не давно увидели на российском примере, при виде наемников имеют тенденция бесследно исчезать.
Сейчас, пока ситуация не устаканилась, усилия Александра Лукашенко будут направлены на то, чтобы минимизировать присутствие в стране «вагнеровцев». Вероятно, он будет предлагать Путину следующие варианты. Или договориться о пребывании в РБ одного Пригожина и нескольких командиров: в таком случае, Пригожин будет находиться в стране в условиях пусть комфортного, но ареста. Или же в Беларусь запускают какое-то количество наемников (без тяжелого вооружения). Или же, что более вероятно, Лукашенко будет стараться ограничиться «юридической пропиской» боевиков в Беларуси, отправив их при первом удобном случае к коллегам в африканские джунгли.
Интересно, что купируя «вагнеровцев» глава Беларуси может апеллировать к ранее озвученным планам перемещения на территорию страны ядерного оружия, которое то ли уже идет, то ли должно начаться. Учитывая сравнительно небольшие размеры РБ, совмещать здесь можно только одно: или ядерные арсеналы, или тысячи наемников. Белорусский Боливар точно не вынесет двоих и очень скоро мир получит наемников с атомной бомбой.
Такой сценарий должны, по идее, рассматривать и в России, и на Западе и, что важно, в Китае, который старается регулировать события в регионе. Поэтому у Минска есть шанс избежать или хотя бы минимизировать присутствие «Вагнера», но насколько он большой, покажет только будущее.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ