Политика

Семь проектов в никуда: почему идеи Червякова никуда не взлетят

О семи стратегических проектах, которые «полностью изменят структуру экономики страны», в интервью программе «Главный эфир» рассказал профильный министр Александр Червяков. Он также сообщил о «пяти новациях», призванных улучшить инвест-климат.

Что стоит за этим?

С инвестициями все предельно просто. Дело не в климате, а режиме Лукашенко, из-за которого Беларусь находится под жесткими санкциями. Из всех наших партнеров в экономику Беларуси инвестировать могут лишь Китай и РФ.

Про китайские инвестиции мы уже писали. Подсанкционная Беларусь потеряла свои транзитные возможности, в чем заслуга Лукашенко, поэтому Пикину мы сейчас неинтересны. Что касается России, то сегодня она не может инвестировать даже в собственные проекты, ее экономика переходит на военные рельсы, РФ сама просит помощи у Ирана и Северной Кореи. Даже если россияне обретут способность вкладывать в деньги, то в системе Лукашенко это будет сложно. Целые отрасли экономики РБ монополизированы и контролируются ставленниками Лукашенко. Например, рынок молочки и мясного экспорта, как отмечает политолог и экономист Дмитрий Болкунец, находится в ведении Виктора Лукашенко – старшего сына президента.

«Нельзя просто так прийти на предприятие и заказать большой объем продукции для вывоза на внешние рынки. Нужно отдавать мзду посредникам. Установленные индикативные цены могут быть изменены только по согласованию с Виктором или доверенными лицами. Руководители предприятий, которые пытались играть по своим схемам, оказывались в тюрьме. Самых сговорчивых и состоятельных отпускают после выплаты компенсации в счет семьи», – пишет Болкунец.

Теперь о семи стратегических проектах Червякова:

• Строительство целлюлозного комбината;

• Перераьотка базальта и производство композитных материалов для автопрома;• Строительство второй АЭС;

• Развитие биотехнологий;• Развитие фарминдустрии;

• Развитие автопрома и производство комплектующих;

• Создание собственного авиастроения.

Объяснить мечты Лукашенко о «собственном самолете» с экономической точки зрения невозможно. Авиастроение дорогое, требует ценных ресурсов и технологий. В основном эта отрасль ориентирована на экспорт, так как самолеты не беляши, их не покупают каждый день. В РФ есть свое производство, Китай также вряд ли будет покупать, западный рынок закрыт.

АЭС. С нашим энергопотреблением вторая атомная станция нужна нам еще меньше, чем собственный самолет. Накопить электроэнергию нельзя, рынок ЕС отрезан, в РФ полно своей электроэнергии. Новая АЭС представляет интерес лишь с точки зрения распила чиновниками денег на строительство и дальнейшее усиление зависимости Беларуси от РФ: Кремль успешно использует «Росатом» для проникновения и влияния на другие страны.Фармакология и биохимия вещь неплохая, но при условии доступа к западным технологиям и патентам. Этого нет. В РФ с этим тоже не все гладко, стоит вспомнить скандалы с вакциной «Спутник». Нужно ли Китаю развитие этих отраслей в Беларуси, тоже непонятно.

Автопром. Сложно развивать какую-либо отрасль не имея доступа опять-таки к технологиям и патентам, и – возможности экспортировать продукцию. Китай, как отмечалось, охладел к нам.

Российский авторынок в стагнации. Третьи страны перенасыщены автоипроизводствами и закрыты пошлинами. И это все на фоне растущего кризис квалифицированных кадров в Беларуси.

Переработка базальта выгладить более перспективно. Изготовление базальтового волокна как основы композитных материалов процесс низкотехнологичный и достаточно дешевый. Вопрос в том, что изготовление комплектующих из стали и базальтовых материалов имеет разную технологию. Поддерживать сразу две технологии – дорого.Наконец самая удачная идея – целлюлозно-бумажный комбинат. На стратегический он не тянет, структуры экономики не изменит, но и вреда не принесет. Сельское хозяйство у нас развито, а значит туалетная бумага будет затребована.

Андрей САХНЕВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть