Санкции как социальный лифт. Помогают ли они в карьере чиновникам и силовикам
За последние четыре года под персональные санкции стран Запада попали десятки белорусов: чиновники и госслужащие, пропагандисты, силовики, бизнесмены, судьи и прокуроры. Несмотря на все неудобства и ограничения, большинство из них продолжает преданно работать на благо белорусского авторитаризма. Еврорадио разбиралось, вознаграждает ли режим своих поклонников за преданность или социальный лифт среди подсанкционных лукашистов — не больше чем миф?
- От репортера до звезды госпропаганды
Политический кризис и война в Украине сделали из Григория Азаренка настоящую пропагандистскую звезду. Из рядового репортера телеканала СТВ он превратился в ведущего нескольких передач, в которых он поливает отборной грязью демократические силы и всех противников Лукашенко и Путина. Преданность пропагандиста диктатуре поддерживается и персональным вниманием со стороны властей. Азаренка приглашали на празднование Нового года с Лукашенко, наградили кувалдой и медалью «За отвагу», дали должность преподавателя медиабизнеса в Полоцком государственном университете. Пропагандист находится в санкционных списках всех стран Евросоюза, Великобритании, Швейцарии, Канады и Украины.
- Из генсека Красного Креста — в депутаты
Поползла вверх и карьера Дмитрия Шевцова, генсека Белорусского Красного Креста. Чиновник помогал вывозить украинских детей с оккупированных территорий и сам посещал Донбасс в одежде с символом Z. За это его не только переизбрали руководителем организации, но и «избрали» этой зимой депутатом Палаты представителей. Против Шевцова США ввели санкции, а также он включен в 13-й санкционный пакет Евросоюза.
- Ветеран санкционных списков
Прожженного силовика Андрея Шведа санкциями не напугаешь. Он впервые попал под ограничения Евросоюза еще в 2011 году — за преследование Алеся Беляцкого, руководителя правозащитного центра «Вясна» и будущего лауреата Нобелевской премии. В 2013 году Швед стал руководителем только что созданного Госкомитета судебных экспертиз, а 9 сентября 2020 года на волне подавления протестов возглавил Генпрокуратуру. В свои «черные списки» его включают США, Канада, Япония, Украина, весь Евросоюз и другие страны мира.
В феврале 2023 года Шведа назначили на «медийную» должность — отвечать за так называемую «комиссию по возвращению» политических эмигрантов. За год существования пропагандистская инициатива продемонстрировала полную неэффективность. По словам самого Шведа, «услугами» комиссии воспользовались всего десять человек — из сотен тысяч, вынужденных покинуть Беларусь.
- В Верховный суд — без высшего образования
Ангажированные политические приговоры активисту Витольду Ашурку, участникам «дела Автуховича» и т.д. за три года подняли судью из Лиды Максима Филатова до республиканского уровня. В июле 2023 года его назначили судьей Верховного суда — при том, что он имеет только среднее юридическое образование: окончил Лидский педагогический колледж. За свою трагическую для белорусов активность лидчанин попал в четвертый санкционный список Евросоюза.
- «Кто был никем — никем и остался»
Как видно, персональные санкции вводят в отношении влиятельных сторонников режима. Вопрос только в том, действительно ли они помогают строить карьеру и зарабатывать большие деньги в системе власти Лукашенко. Политолог и бывший сотрудник Администрации президента Анатолий Котов, считает, что скорее нет, чем да.
«Не до конца этот «социальный лифт» работает. А полностью сломался он после 2020 года. Потому что раньше, в нулевые годы, если кто-то попадал в санкционный список, то мог заслужить определенные бонусы. Если лишали поездок в Европу — давали возможность ездить в другие страны мира. Или просто повышали по службе», – говорит эксперт.
Теперь, по словам эксперта, «социальный лифт» работает не так очевидно.
«Плюшки и бонусы дают тем, кому давали их и до этого. Например, замглавы АП может рассчитывать на получение премии или определенной индульгенции, а вот простой контролер из СИЗО — нет, для него вообще ничего не изменится. И это касается не только чиновников и силовиков, но и провластных бизнесменов», – отмечает политолог.
Получается, первыми в «социальный лифт» входят не те, на кого налагают санкции, а те, кто демонстрирует Лукашенко безусловную лояльность. Но таких много — поэтому повышения охватывают только средний и высший уровни чиновничьей иерархии.
«Кто был никем — никем и остался, кто был и так богат — стал еще богаче», — подытоживает Анатолий Котов.