Режим Лукашенко организовал волну задержаний по «делу Зельцера»: прокуратура запросила экс-журналисту три года колонии
Три года колонии запросил прокурор для бывшего журналиста «Комсомольской правды в Беларуси» Геннадия Можейко, обвиняемого по ч. 1 ст. 368 (оскорбление Лукашенко) и ч. 1 ст. 130 (разжигание расовой, национальной, религиозной или иной социальной вражды). Уголовное преследование журналиста связано с другим трагическим происшествием — перестрелкой в квартире на улице Якубовского в Минске 28 сентября 2021 года, в ходе которой 31-летний IT-специалист Андрей Зельцер, которого пытались задержать силовики, застрелил сотрудника КГБ Дмитрия Федосюка, а затем погиб сам.
После трагедии по стране прошла волна задержаний тех, кто, по мнению властей, комплиментарно отзывался о личности Зельцера. В эту волну попал и Геннадий Можейко, опубликовавший интервью с одноклассницей айтишника, рассказавшей о его школьных годах.
После выхода заметки Министерство информации Беларуси заблокировало доступ к странице kp.by в связи с размещением на ней «информации, способной причинить вред национальным интересам». Самого Геннадия Можейко задержали 1 октября 2021 года в аэропорту Москвы и принудительно вернули в Беларусь, где предъявили обвинения в «разжигании вражды». 5 октября того же года «Комсомольская правда» приняла решение закрыть свое представительство в Минске ЗАО «БелКП-ПРЕСС».
Но уже за решеткой акценты обвинения сместились. Журналисту начали вменять «оскорбление Александра Лукашенко» во время встречи избирателей с депутатом Палаты представителей Валерием Воронецким в сентябре 2020 года. На диктофонной записи слышен мужской голос, который эксперты Следственного комитета приписали Геннадию Можейко. Позже гособвинитель процитировал те высказывания: «Разве может нормальный человек с автоматом бегать? Это сумасшедший выродок!».
При этом коллеги Можейко и участники той встречи подтверждают: корреспондент занимался своей работой и в дискуссиях не участвовал. В частности, Алесь Пилецкий, который на тот момент имел официальную аккредитацию Министерства иностранных дел и делал репортаж для «Радыё Свабода», находился рядом с Геннадием Можейко и уверяет, что тот «ничего не выкрикивал».
Напомним, что давая год назад интервью японским СМИ Александр Лукашенко сказал, что «не припомнит, чтобы у нас сейчас кто-то был наказан и сидел из журналистов в тюрьме».