Режим двойного ключа: как Лукашенко балансирует между Москвой и Пекином
Как только в Беларуси появилось российское тактическое ядерное оружие, «ошалевшие соседи опустили крылья». Такое заявление сделал Александр Лукашенко, выступая перед рабочими «БелДжи» — белорусско-китайского предприятия по сборке китайских автомобилей Geely. Упомянул Лукашенко и про РСЗО «Полонез», сделанное благодаря китайским технологиям и являющееся милитарным воплощением партнерства Минска и Пекина.
Воспоминания о дружбе с Россией и Китаем — это уже традиционный риторический прием Лукашенко, который нашел в этих странах покровителей своего режима.
- Антидемократическая коалиция
Частые упоминания о сотрудничестве с РФ и КНР вполне понятны для Лукашенко. Эти два режима хоть и в разной степени, но являются его политическими и экономическими союзниками. Белорусский диктатор не раз пускался в сложные геополитические размышления. Их суть сводится к тому, что в китайском-американском противостоянии Беларусь поддерживает Россию, на которую давят США, которые так хотят подобраться к главному сопернику — Китаю.
Таким образом Лукашенко как бы стремится встать в один ряд с глобальными антидемократическими силами, где он якобы вместе с Китаем и РФ. Кроме того, КНР и РФ являются важнейшими экспортно-импортными партнерами экономики Беларуси в условиях санкций ЕС и США.
- Долг как компас судьбы
По данным Нацбанка РБ, внешний долг Беларуси на конец 2023 года составлял $36,7 млрд. В пересчете на душу населения каждый белорус должен почти $4 тыс.
Кредитором номер один традиционно остается Россия. Это единственная страна, которая готова вбухивать огромные деньги в свою геополитику и удержание в зоне влияния Беларуси. Задолженность перед РФ достигла $8,24 млрд. Кроме того, РФ — ключевой акционер Евразийского банка развития (ЕАБР), которому Беларусь должна еще $2,3 млрд (второй крупный кредитор РБ — Китай, $4,04 млрд).
Сегодня Беларусь спасает то, что Москва делает почти каждый год: отстрачивает уплату по долгу. В текущем году Минску нужно будет погасить около $2 млрд.
- Бухгалтерия усиления террора
После 2020 года Китай не давал Беларуси новые кредиты. Скорее всего, так будет и дальше, пока Лукашенко не стабилизирует отношения с Евросоюзом — важнейшим торговым партнером КНР.
Но Лукашенко не может пойти на стабилизацию отношений с ЕС, так как привязан к России и необходимости продолжать террор в самой Беларуси. Это создает замкнутый круг: без внешней поддержки экономического улучшения в Беларуси не будет, а для удержания власти нужно не сбавлять темп репрессий.
Поддерживать и увеличивать уровень репрессий в Беларуси проще с ядерным оружием, так как все демократические страны хоть и будут критиковать Лукашенко, но даже не допустят мысли действенно поддерживать оппозиционные движения белорусов.
- Лукашенко прекрасно понимает единство внешней и внутренней политики. Обезопасив себя от Запада и своего общества при помощи России и ядерного оружия, Лукашенко, как хитрый диктатор, решил еще при помощи КНР обезопасить себя от Москвы и усиления ее влияния.
Поэтому, упоминая о России, у него рефреном всегда возникает Китай. Вместе Пекин и Москва создают условный «двойной ключ» безопасности режима Лукашенко в Беларуси.
Виктор ЧЕРНЫШ