«Райффайзен» продал белорусский «Приорбанк» одному из «кошельков Лукашенко» со скидкой в 50-80%
Белорусский «Приорбанк» был продан со скидкой в 50-80%, а реальный покупатель — один из «кошельков Лукашенко». Об этом пишет Наша Нiва.
Как отмечает издание, 20 сентября стало известно, что австрийская банковская группа RBI продаёт 87,74% доли в белорусском «Приорбанк» компании из ОАЭ Soven 1 Holding Limited. Сумма сделки не называлась, сообщалось только, что конечным бенефициаром покупателя якобы является председатель правления компании Сухейл Аль Отаиба.
Однако, как выяснило издание, данная сделка имеет значительные признаки крупной договоренности, суть которой в том, что эмиратская компания может являться лишь прокладкой, а реальным покупателем «Приорбанка» может быть один (или несколько) из «кошельков Лукашенко»: Николай Воробей, Алексей Алексин, Александр Зайцев.
Более того, белорусский «Приорбанк» при своей реальной стоимости в 1 млрд евро достался покупателю со скидкой под 80% – за 230 млн евро. С таким дисконтом могла быть продана только безнадёжная компания в шаге от банкротства, но никак не прибыльный белорусский банк.
«Очень похоже, что с самого начала был один продавец и один покупатель, а остальных просто отрезали, поставив RBI Group условие, что если вы хотите выйти, то продаетесь только вот этому и только так. А если будете действовать по-своему, мы просто не дадим провести сделку. Если бы продавали россиянам или арабам, я не вижу причин для такого большого дисконта», — высказывает свое мнение один из минских банкиров.
Так или иначе, но анонимность реального покупателя является, пожалуй, ключевым условием данной сделки. Ведь только так RBI могла бы продать банк подсанкционному лицу, и сам банк не попал бы под санкции. Хотя в истории Беларуси не было случаев, чтобы настолько значимый банк выкупался анонимно. Традиционно, но нечасто, могла скрываться только сумма сделки.
Кроме этого, в пользу того, что эмиратская компания является лишь прокладкой, говорит к примеру и то, что она была создана лишь в конце 2022 года, это не устойчивая финансовая компания, заявленный вид ее деятельности — «другая деятельность», и у неё даже нет своего сайта.
Как отмечает издание, в Беларуси можно насчитать всего пару десятков людей, которые теоретически могут позволить себе инвестицию в двести миллионов евро. Среди них «кошельки Лукашенко» – Николай Воробей, Алексей Алексин, Александр Зайцев.
Если исходить из предположения, что покупателем стал кто-то из приближенных к Лукашенко «бизнесменов удачи», то становится ясно, почему сделка прошла на неконкурентной основе и на аномально выгодных для приобретателя условиях. «Райффайзен» вынудили, чтобы дать заработать своим.
RBI Group согласилась, потому что для них это была единственная реальная возможность превратить недоступные деньги, собранные в Беларуси, в настоящие за границей, пусть и ценой потери как минимум половины суммы.