Рад плюнуть в соседа: чем отличается польский диалог Лукашенко и Зеленского
Заявление польского президента Анджея Дуды о создании коридоров для транзита украинского зерна подвело черту под долгим торговым спором между двумя странами. Он сопровождался резкими заявлениями и даже угрозами прекращения военной помощи – против чего выступил известный своей осторожностью римский Папа. Озвученный компромисс сводится к сохранению запрета продажи украинского зерна на польском рынке, при открытии транзитных коридоров по территории страны. В контексте этого самое время припомнить, что Александр Лукашенко прогнозировал иной сценарий событий и, как всегда, попал пальцем в небо.
«Вы думаете, что Польша просто так сегодня давит эту бедную Украину? Да нет, уже из-за океана отмашку дали: надо уже сливать этого Зеленского, надоел он», — пророчествовал глава белорусского государства, после чего Зеленский буквально сразу поехал за океан, где получил очередные гарантии военной поддержки и, кажется, даже ракеты ATACMS.
Для Украины эмбарго на продажу зерна в Польше не составляло критической проблемы – в эту страну и ранее продавалось менее процента украинского зернового экспорта. Более важным для нее являлось получение навыков говорить на равных с европейскими соседями, отстаивая свои права, умение искать компромисс в правовых рамках Европейского Союза.
Напомним, еще за день до заявления Дуды Словакия тоже отменила запрет на украинское зерно в обмен на отказ Украины подавать жалобу на ее действия в ВТО. Перед этим украинские дипломаты активно работали с Советом Европы, результатом чего стало решение Еврокомиссии не продлевать введенное в мае эмбарго на украинскую агропродукцию, срок действия которого окончился 15 сентября.
- Беда упомянутого заявления Лукашенко даже не в том, что он представляет себя эдаким злым чародеем, способным с помощью интервью агентству БЕЛТА насылать порчу на коллег из соседних государств. Проблема в том, что именно так он и представляет себе международную политику – как дикую византийщину, где побеждает тот, кто раньше подсыплет яду в кубок приглашенному на банкет конкуренту.
Именно поэтому Лукашенко демонстративно не верит в действенность международного права и договоров, а международные суды считает лишь инструментом расправы над неугодными «западным кукловодам» (именно такими он сделал суды в Беларуси).
Достаточно вспомнить, к чему прибег в «диалоге» с Польшей глава Беларуси. Это мигранты, третий год штурмующие польские пограничные стены. Это мечтающие об «экскурсии в Варшаву» наемники «Вагнера». Это бесконечный шантаж с якобы перемещением российских тактических боеголовок. В конце концов, есть Азаренок, который призван показать, что, если у Лукашенко нет инструментов повлиять на соседа, то он всегда будет рад в его сторону хотя бы плюнуть.
- Подходы Лукашенко и Зеленского к диалогу с Польшей находятся в разных экзистенциальных измерениях. Если хочешь, чтобы тебя принимали за равноправного партнера, а не за буйного, от которого лучше отгородиться стеной, нужно научиться как минимум вести себя цивилизованно.
Это, касается в первую очередь самого Александра Лукашенко: вместо того, чтобы рассказывать как Польша «давит» на Украину, ему следовало припомнить, что при других обстоятельствах транзитером украинского зерна вполне могла бы стать и Беларусь – если бы ее глава в феврале 2022 года не полез вдруг в войну на стороне сбрендившего «старшего брата». В конце концов, можно было бы брать плату за транзит натурой – учитывая, что сейчас Беларуси не хватает собственного урожая.
Однако Лукашенко отказался даже от того призрачного шанса возобновить транзит, который выпал ему в конце прошлого года. После того, как белорусский диктатор, явно переоценив свои возможности, начал требовать взамен за транзит снятия санкций, мир еще раз убедился, что имеет дело с буйнопомешанным, окончательно махнув на белорусские перспективы рукой.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ