Путин на весах белорусской истории
Президент РФ Владимир Путин 7 октября отмечает 70-летие. Наверняка, это будет самый грустный в его жизни юбилей. Затеянная им «спецоперация» против Украины, задуманная как апофеоз его правления, превратилась в большую затяжную войну, к которой РФ (не только армия) оказалась плохо подготовлена.
Путин был необычайно популярен в Беларуси в первые годы своего правления, в начале 2000-х годов. Во многом именно поэтому 20 лет назад он попытался осуществить форсированную интеграцию Беларуси. Однако Лукашенко сумел выскочить из интеграционных объятий.
И все же, с Беларусью Путин поначалу выстраивал вполне союзнические отношения. Долгое время он был частым гостем в Минске. Так, в 2012 году, в третий раз став президентом, свой первый зарубежный визит он совершил именно в Минск.
Однако, чем в более зависимое и уязвимое положение попадал Лукашенко, тем реже приезжал к нему в гости Путин. Последний раз глава РФ побывал с визитом в Беларуси в июне 2019 года. А в 2020 Лукашенко вообще потерял легитимность и оказался в сложноподчиненном положении. С того времени только он ездит с визитами к «старшему брату» и ведет себя там все более угодливо.
- Символическое подчинение Минска Москве произошло в ноябре 2021-го. Тогда загнанный в угол Лукашенко подписал 28 дорожных карт по интеграции и, что хуже всего, видимо, согласился на использование белорусской территории в агрессии против Украины.
В июне этого года в белорусских масс-медиа оживленно обсуждался вопрос возможного визита Путина в Беларусь. Эти ожидания не соответствовали формату отношений двух правителей, которые из партнерских трансформировались в формат начальник-подчиненный.
Весьма вероятно, такое положение будет сохраняться до конца его правления, а потому именно таким он останется в белорусской истории – человеком, который сумел попрать субъектность Беларуси. И как далеко он зайдет на этом поприще – увы, вопрос пока открытый.
- Очевидно, Путин хотел бы видеть белорусов обычными своими подданными, Беларусь – автономией в составе РФ, а Лукашенко низвести до уровня Кадырова. Амбиции Лукашенко ему во многом удалось поломать, а вот изменить белорусов оказалось не по силам.
Для белорусов Путин долгое время оставался одним из самых популярных и авторитетных зарубежных лидеров. Но именно зарубежных. Это была симпатия к главе дружественного государства. А потому и предложения об углублении интеграции находили и находят поддержку лишь у небольшой части белорусского общества.
Полгода назад Путин, общаясь с придворными журналистами, отметил, что белорусы для него «не младшие, а именно братья. И мы всегда так относились к Беларуси. Ничего за последние месяцы здесь не изменилось. У нас и не было сомнений в том, что если нам кто и подставит плечо, то это белорусы, это Беларусь. Так было всегда на протяжении нашей многовековой истории».
Присутствовавший при этом Лукашенко угодливо подтвердил, что президент РФ никогда белорусов не называл младшими братьями.
«Это моя терминология, как вы знаете. Я всегда где-то в шутку, где-то всерьез говорил: «Младшие братья», – уточнил белорусский правитель.
Если честно, то «на протяжении многовековой истории» бывало разное. Да и в последние годы многое изменилось. Как показали события последнего года, Путин оказался вовсе не таким всесильным, каким его многие годы изображала российская пропаганда. Сейчас юбиляр выглядит все более растерянным и потерянным.
Каким бы ни был итог войны против Украины, уже однозначно можно утверждать, что Путин разрушил миф о трех братских славянских народах и окончательно похоронил идею о воссоздании СССР. Очевидно, в этом поражении его главная заслуга перед историей.
Главная же его «заслуга» перед белорусами пока лишь в том, что он сумел их замазать в агрессии против Украины. Однако у белорусов еще есть возможность отойти и выбрать свой путь.
Никола ГРАБОВИЧ