Прыжок семьи Кузнечиков: на что похож побег из курятника Лукашенко
В приключениях отца и сына Виталия и Владислава Кузнечиков можно найти аллюзии с фильмом Стивена Спилберга «Терминал» и судьбой журналиста Джулиана Ассанжа, укрывшегося от следствия в посольстве Эквадора, и со шпионскими романами. Но в первую очередь они – отражение всей абсурдности современной белорусской действительности, в которой рядовые мирные граждане оказались в водовороте политического протеста, зашвырнувшего их сначала за ограду шведского посольства, а затем – через латвийскую границу.
Вся эта история началась в сентябре 2020-го года, когда Виталий и Владислав Кузнечики принимали участие в марше солидарности в Витебске, разогнанным в итоге силовиками. Во время разгона люди в форме повалили Кузнечика-старшего на землю, начали избивать и распылили газ в лицо. На выручку отцу прибежал Владислав, растолкавший нападавших, после чего оба смогли убежать.
В тот же день витебская милиция объявила обоих Кузнечиков в розыск. Позже стало известно, что против Виталия и Владислава было заведено уголовное дело по 364-й статье, предусматривающей лишение свободы сроком от 5 до 7 лет. Скрываясь от ареста, отец и сын поехали в Минск, а идея попросить убежище в шведском посольстве посетила их спонтанно.
Сами Кузнечики в одном из интервью вспоминали, что сначала попытались войти в дипломатическое представительство через парадный вход, однако им это не удалось. После чего отец и сын перелезли через посольскую ограду, потребовав таким образом убежища уже явочным порядком. Судя по всему, дипломаты тоже не были рады гостям: поначалу Кузнечиков готовы были выдать властям под тем предлогом, что белорусские диссиденты не находятся под юрисдикцией Швеции, однако с протестом выступил Комитет ООН против пыток, выдавший предписание не выдавать Кузнечиков с территории посольства, весьма справедливо предположив, что в органах внутренних дел Беларуси тех могут пытать.
Таким образом Кузнечики остались под дипломатической крышей, как позже оказалось – на годы. По их словам, белорусские правоохранители установили дополнительные камеры вокруг посольства для слежки за двумя «преступниками». Тем более, что и само посольское здание находилось неподалеку от ГУБОПиК и КГБ. Очевидно, тем временем непубличные центры принятия решений продумывали операцию по спасению Кузнечиков подобную тем, что когда-то осуществлялись с советскими диссидентами.
В описании происшедшего в начале июля белорусские власти противоречат самим себе. С одной стороны, белорусским МИДом был заявлен протест шведской стороне «в связи с укрывательством и произведенным с участием сотрудников шведской дипмиссии в Минске скрытым вывозом находящихся в розыске граждан Беларуси». Сами Кузнечики уже из Латвии подтвердили, что 1 июля они выехали на посольской машине в соседний город для обследования (ранее Владислав перенес рак), но назад уже не вернулись: меняя автобусы, такси и электрички, оба добрались на границу с Латвией, которую пересекли ночью, пройдя через лес.
С другой стороны, 7 июля на провластном канале «Беларусь 1» появился сюжет о слежке за автомобилем шведского посла Кристины Юханненссон в день, когда Кузнечики покинули здание посольства в Минске. По версии телеканала, пока Кристина Юханненссон отвлекала белорусского охранника диссиденты скрытно сели в автомобиль, который направлялся в Литву. Правда на литовской границе в машине их не оказалось. Также в сюжете присутствует нарезка уже упомянутого интервью Кузнечиков уже из Латвии. «Упустили? Сбежали с божьей помощью?» – задается вопросом ведущая, и тут же подводит зрителя к мысли о том, что побег был согласован с белорусскими властями. «”Первый” дал команду отпускать, идем на базу, ГАИ снимаю», – говорит закадровый голос.
Наиболее вероятный выглядит версия – шведским дипломатам каким-то образом удалось переправить белорусов через границу, несмотря на всю бдительность силовых ведомств. Чтобы не выглядеть совсем уж нелепо, властям пришлось по-быстрому сколотить не очень правдоподобный (Кузнечиков в машине посла так и не показали) телевизионный сюжет. Возможно, с его помощью кто-то в силовых ведомствах решил перестраховаться на случай разбора полетов. Потому что, если принять альтернативную, озвучиваемую официозом, версию о побеге с согласия белорусских властей, станет непонятной резкая нота белорусского МИДа. Да и режим Лукашенко отнюдь не настолько либерален, чтобы отпускать каких-то Кузнечиков из страны в качестве жеста доброй воли, ведь это может вдохновить на штурм посольств и других диссидентов. Об этом, кстати, говорится и в сюжете на «Беларусь 1».
Да и вообще странно выглядит обвинение шведского посольства в переправке двух белорусов через границу Латвии в то время, как белорусский режим весь минувший год занимался именно тем, что переправлял через эту же самую границу толпы нелегальных мигрантов.
В любом случае бегство Кузнечиков стало тем случаем, когда по обе стороны границы вздохнули с облегчением. Лукашенко избавился от двух диссидентсвующих граждан, пользовавшихся излишним вниманием западных правозащитных организаций, а демократическое сообщество удовлетворилось успешным их спасением. Нам же остается ожидать выхода мемуаров Кузнечиков о прожитых годах на территории посольства Швеции. Они, как и герой фильма «Терминал» Виктор Наворски, в конце концов получили полную свободу.
Можно вспомнить и мультфильм «Побег из курятника», действие которого происходит на куриной ферме, организованной по типу концлагеря, а куры должны нести яйца каждый день, чтобы не стать обедом для своих хозяев. Героям ленты, чтобы вырваться из ненавистного курятника, пришлось научиться летать.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ