Провал внешней торговли Беларуси. Как Лукашенко пытается окучивать российские регионы
Переориентация части белорусского экспорта на порты Мурманской области обсуждалась на встрече Александра Лукашенко с губернатором российского региона Андреем Чибисом, прошедшей 8 сентября.
«В нынешних условиях стратегическая тема – это переориентация части белорусских экспортных грузов, прежде всего калийных удобрений, в ваши порты. Да и не только калийных удобрений. Вы знаете, мы этим вопросом интересовались, притом в самом близком приближении. По всем вопросам меня информировали, и мы приняли решение, что будем сотрудничать в этом направлении с Мурманской областью, несмотря на то, что в настоящее время уже работаем в районе Санкт-Петербурга», – сказал Александр Лукашенко.
Как известно, авантюрная политика правящего в Беларуси режима привела к резкому сокращению товарооборота со странами Европы. Наиболее ощутимыми санкции оказались для такой важной отрасли страны, как экспорт калия и калийных удобрений, ранее осуществлявшаяся через литовские порты. Из-за нарушения логистических цепочек белорусская калийная отрасль теряет рынок Латинской Америки, от калийных удобрений из Беларуси отказывается Индия. На сегодняшний день склады предприятия переполнены, шахтеры переведены на 2/3 тарифной ставки. Чтобы предотвратить массовые протестные выступления, режим развернул настоящую охоту за лидерами независимых профсоюзов.
Попытка заменить литовские порты российскими на сегодняшний день не дает ощутимых результатов. Лукашенко пытается перенаправить экспортные потоки через порт Усть-Луга в Ленинградской области и несколько раз заявлял о намерении строить под Санкт-Петербургом собственный порт. Позже стало известно, что петербургские власти выделили «Беларуськалию» земельный участок в порту Бронка. В конце июня Александр Лукашенко, находившийся с визитом в РФ, ознакомился с ходом строительства терминала под Санкт-Петербургом и поблагодарил главу РФ Владимира Путина за поддержку проекта. По мнению экспертов, сроки строительства займут 3–4 года, а стоимость проекта может составить $600 млн. Остается не до конца понятным, есть ли такие деньги у Минска.
Кроме литовских портов, Беларусь потеряла связь и с украинскими портами, через которые экспортировалась продукция аграрного комплекса страны. В июне министр сельского хозяйства Игорь Брыло уверял, что «нашел неплохой ход через порт Владивостока» и таким образом «получилось даже быстрее чем через Одессу», однако неизвестно, насколько по состоянию на сегодняшний день задействован такой маршрут.
Международные санкции и переориентация всей внешнеторговой деятельности на Россию привела к тому, что главный ресурс внешней торговли Беларуси сегодня сводится к окучиванию российских регионов, отстраиванию заново логистику своих товаропотоков в третьи страны (вроде Зимбабве) через Россию и пытаться занять ниши покинувших РФ западных компаний. Что, разумеется, не может компенсировать убытков, которые страна понесла вследствие авантюризма своего правителя.