«Потерявшийся космонавт»: почему Лукашенко не взяли в зерновую сделку
Пока в Москве гости парада Победы тревожно всматривались в небо в ожидании украинских дронов, а по Красной площади вместо прошлогодних танковых армад одиноко катился Т-34, турецкое Минобороны объявило о возобновлении движения судов по зерновому коридору.
«На планируемой на 10–11 мая встрече будут обсуждаться продление действия зерновой сделки и проработка в деталях плана по безопасной эвакуации застрявших в украинских портах турецких судов и экипажа», – говорится в сообщении.
Напомним, что ранее российская сторона фактически блокировала транзит украинского продовольствия, отказавшись регистрировать прибывающие суда. Более того, в Кремле обещали полностью приостановить свое участие в сделке с 18 мая в случае невыполнения ряда условий. А именно – выведение из-под санкций части российских банков, транспорта и даже требуя запустить амиакопровод, проходящий через зону боевых действий на востоке и юге Украины.
«Дальнейшее решение по продлению инициативы будет зависеть от прогресса в реализации следующих условий в контексте имплементации Меморандума Россия-ООН: переподключение “Россельхозбанка” к SWIFT; возобновление поставок сельхозтехники, запчастей и сервисного обслуживания; отмена ограничений на страхование и перестрахование плюс снятие запрета на доступ в порты; восстановление работы аммиакопровода “Тольятти-Одесса”; разблокирование зарубежных активов и счетов российских компаний, связанных с производством и транспортировкой продовольствия и удобрений…», – говорилось в сообщении, опубликованном на сайте российского внешнеполитического ведомства в последних числах марта.
Заметим, что, несмотря на присущую ведомству Сергея Лаврова пафосность, мировое сообщество не пошло навстречу России ни по одному пункту.
Ответ на вопрос, что же при этом заставило Россию (у аграриев которой еще с прошлого года осталось 30 млн тонн нереализованного зерна) за несколько недель радикально пересмотреть свою позицию, лежит, видимо, на поверхности. Уже через несколько дней в Турции ожидаются президентские выборы, на которых Владимир Путин делает ставку на переизбрание Реджепа Эрдогана. Фигура не самая выгодная для России, но Путина уже интересует не столько политическая, сколько экономическая целесообразность дружбы с турецким коллегой: Турция остается главной перевалочной базой для российского «параллельного импорта», идущего в обход санкций.
Масштабы этого импорта настолько огромны, что Москва решила расширить порты даже в подконтрольном ей непризнанном анклаве Абхазия. Грея руки на «параллельном импорте», Эрдоган решает свои предвыборные задачи: снижает пенсионный возраст, сказочно увеличивает зарплаты госслужащим и вообще занимается обычным популизмом, составной частью которого является выбивание денег и уступок со стороны России. Перед зерновой сделкой Эрдоган успел добиться от «Газпрома» скидки и отсрочки платежей за газ.
Кстати, судя по последним опросам, это еще не гарантирует Эрдогану победу. Инфаркт, случившийся с ним в прямом эфире, поставил вопрос о его способности полноценно выполнять обязанности лидера государства. В отличие от Беларуси, президент которой продемонстрировал в Москве крайне плохую физическую форму, в Турции состояние здоровья кандидата в президенты серьезно влияет на его шансы быть избранным.
- И есть еще один момент, который связывает все происходящее с Беларусью. Чем не повод вспомнить, что ровно год назад шантажировать зерном весь мир собирался как раз Александр Лукашенко. Самопровозглашенный президент, который, как ему казалось, схватил Бога за бороду, требовал от генсека ООН снятия санкций с белорусской калийной отрасли и доступа к портам Балтии в обмен на возможность транспортировки украинского зерно через территорию Беларуси.
Учитывая, что сам глава белорусского государства является непосредственно причастным к российской агрессии, следствием которой стала остановка работы украинских портов, такое предложение выглядело крайне циничным. Лукашенко не постеснялся выйти с «зерновыми инициативами» даже несмотря на то, что железнодорожная система Беларуси не способна справиться с перевозкой такого количества зерна. Еще и сознательно врал, что без белорусского транзита Африка обречена на голод и о том, что украинское зерно «по чайной ложке» все же отправляется в Литву. Последнее заявление было сразу же опровергнуто официальным Киевом.
Под конец белорусский диктатор уже готов был отправлять украинское зерно «без предварительных условий», но после того, как ООН и европейские структуры проигнорировали его вопли, обвинил международные сообщество в «утрате нейтральности».
- Что осталось от этих планов? Спустя год, заигравшийся в великого кормчего Лукашенко поставлен на место. Его мнение по поводу украинского зерна никого особо не интересует, а о результатах переговоров в Стамбуле ему сообщат постфактум.
«Гениальная идея» нажиться на украинском зерне оказалась такой же неосуществимой, как и белорусский порт на Балтике и белорусский электромобиль. Да и белорусский космонавт, который уже полгода как должен был находиться на орбите, завис где-то в Москве и перестал оттуда подавать сигналы. Вряд ли это остановит Александра Григорьевича: у него в запасе есть еще много не менее «гениальных» идей.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ