Последние козыри: выход Беларуси из Договора о вооружениях сродни выстрелу в ногу
Совет Республики Беларуси одобрил закон о приостановке действия ДОВСЕ — Договора по ограничению количества оружия в странах Европы. МИД РБ даже заныл о «вынужденности» этого поступка на фоне «эскалации военно-политической напряженности». Однако всему миру хорошо известно название страны, которая постоянно принуждает Беларусь следовать в фарватере собственной политики — Российская Федерация сама вышла из ДОВСЕ годом ранее. Рискнем предположить, что режим Лукашенко получит от принятого решения лишь головную боль.
Конечно, что с началом российского вторжения из ДОВСЕ вышел ряд участников, возможно даже большинство. Собственно, и сама Беларусь уже приостанавливала действие Договора в отношении Польши и Чехии. Но членство в нем в любом случае являлось составной частью «миротворческой политики» режима Лукашенко.
Более того: белорусские чиновники не раз попрекали соседей невыполнением условий Договора. Учитывая уровень демагогии, который демонстрирует Александр Лукашенко, оставаться членом ДОВСЕ было ему явно выгоднее, чем выходить из него: диктатор не раз пытался предложить услуги посредника в продолжающейся войне, и членство в Договоре до последнего времени оставалось его козырем.
- Кажется, Лукашенко и был бы рад не делать резких движение по ДОВСЕ, да вот Россия вынуждает. И что самое любопытное — никаких бонусов от выхода из Договора для Беларуси тоже совершенно не предусматривается.
Напомним, что подписанный в 1992 году Договор об обычных вооруженных силах в Европе устанавливал для государств-участников максимальное количество танков, бронированных машин, артиллерии, ударных вертолетов и самолетов. Например, сейчас у Беларуси 517 танков, хотя лимиты по ДОВСЕ позволяют иметь 1800 машин, 88 самолетов при лимите в 260. Такая картина наблюдается и во всех видах вооружений.
«Теоретически приостановка ДОВСЕ даст Беларуси больше свободы в наращивании вооружений, в том числе российских, на своей территории », — считает, в частности, эксперт iSANS Антон Глуский.
Возможно, что выход из ДОВСЕ подтолкнет власти Беларуси к той самой гонке вооружений, которая сейчас развязана в России, где расходы на оборону и безопасность составляют около 40% бюджета, ущемляя другие сферы, такие как образование и здравоохранение. По факту — это инвестиции в никуда, так как весь произведенный продукт будет уничтожен на поле боя. При этом накачивание деньгами производителей оружия и гонорары контрактников подпитывают бум потребления, который в свою очередь провоцируют инфляцию.
«Эта экономика рухнет сразу же, как только закончится война», — считает оксфордский профессор Михаэль Рохлиц.
Тогда миллионы выброшенных на улицу работников бывшего ВПК обнаружат, что вся промышленность страны лежит в руинах, кроме военной, вдруг ставшей в одночасье ненужной. Как это, собственно, и произошло с советским народом в начале девяностых, после того, как СССР спустил миллиарды в авантюры вроде афганской войны и космической гонки.
По факту, договор ДОВСЕ мог быть одним из предохранителей, не позволяющем реализоваться подобному сценарию в РБ, который совершенно сознательно выключили при этом белорусские власти.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ