Общество

После «наезда» на молочников взялись «доить» маршрутчиков. Что известно о громких делах

Силовики в Беларуси нередко возбуждают масштабные «тематические» дела, как «дело медиков» и «сахарное дело». Теперь вот новые – «молочное дело» и «дело маршрутчиков». «Белсат» рассказывает, что известно об этих делах и чем заканчивались прежние похожие.

  • «Молочное дело»

Задержания в этом деле начались еще 1 ноября. Массовые задержания подтвердил 14 ноября Александр Лукашенко. По его словам, «восемь коммерческих групп установили контроль над экспортом в Россию продукции ряда молокоперерабатывающих предприятий». Он заявил, что коррупционная схема не могла реализовываться без участия государственных органов, «там светятся и члены правительства».

КГБ раскрыл, что задержали 26 человек, из них 15 арестованы, а сеть посредников зарабатывала не менее $10 млн в год. Среди фигурантов дела бывший директор «Бабушкиной крынки» Геннадий Скитов, который якобы «замкнул на себя финансовые потоки», и его знакомый, руководитель аффилированных компаний Владимир Сируть. Они, как утверждается, через подконтрольные компании в России продавали продукцию с минимальной наценкой, до конечного потребителя продукция доходила уже по более высокой цене, а государство недополучало налоги. Также в схеме якобы участвовали руководители Полоцкого и Лепельского молочных комбинатов, Слуцкого сыродельного, Рогачевского молочноконсервного комбината.

Народное антикризисное управление пояснило, что цены для трейдеров в России занижали не производители, а правительство – ради «роста экспорта». Согласно НАУ, схема с торговыми домами за рубежом «используется практически всеми импортерами и экспортерами», в том числе крупными государственными заводами. Большую часть наценки оставляют за границей, чтобы одновременно вывести капитал и уклониться от налогов.

  • «Дело маршрутчиков»

Массовые проверки междугородних маршруток начались весной 2023 года, за нелегальную перевозку пассажиров начали отбирать машины сначала у маршрутчиков, потом и у таксистов. Летом появился проект указа, в котором предложено ввести для водителей такси новые требования и запретить использование программ и ресурсов, серверы которых не размещаются в Беларуси.

Лукашенко созвал 14 ноября совещание о пассажирских перевозках, пожаловался на перевозчиков-«нелегалов» и приказал усилить им наказания, разработать жесткие правила и до конца года отчитаться о результатах. КГБ почти сразу после этого сообщил о разоблачении преступной схемы с неучтенными перевозками и уклонением от налогов, «дорожных войнах» между маршрутчиками. Уголовное дело возбудили против более 20 человек. Дело многогранное: его начали за неуплату налогов, и внимание акцентируют на безопасности пассажиров, а в государственных СМИ говорят также о «саботаже и дискредитации власти» и «шантаже местной власти».

Из названных имен задержанных следует, что претензии у силовиков к программе-агрегатору билетов «Алтас». Но возможно, не только к ней: Лукашенко, цитировав проект указа, говорил, что агрегаторам нужно разместить информационные системы на территории Беларуси, чтобы не было «никаких польских, немецких, голландских фирм». Коснется ли это «Яндекс.Такси» или других программ-агрегаторов, неизвестно.

  • Чем такое кончалось раньше

Подобные дела вокруг коррупции, взяток и неуплаты налогов в Беларуси возникают регулярно. Они заканчиваются массовыми и крупными наказаниями, после которых по крайней мере некоторые фигуранты быстро выходят на свободу и получают от государства новую работу.

Нынешнее «молочное дело» напоминает недавнее «сахарное». В конце 2021 года десять фигурантов приговорили к лишению свободы на сроки от 7 до 11 лет. Самый суровый приговор тогда получил бывший директор Городейского завода Михаил Криштапович. В июле 2023 года пошли слухи о его помиловании, а в ноябре он нашелся на посту руководителя крупного свинокомплекса в Речицком районе.

Не отбыли и половины срока по крайней мере два высокопоставленных фигуранта «дела медиков», о котором упоминал Лукашенко. В 2019 году бывший руководитель РНПЦ травматологии и ортопедии Александр Белецкий получил 7,5 года колонии, бывший заместитель министра здравоохранения Игорь Лосицкий – 6 лет. Летом 2021 года стало известно, что они помилованы и их освободили. В этом сентябре вышел на свободу бывший министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа, которого в январе приговорили к 7,5 годам колонии за взятку. Вскоре он нашелся на должности руководителя лесоохотничьего хозяйства. В октябре вышел на свободу бывший директор «Белтелекома» Сергей Сиводедов, которого в июле 2020 года осудили на 7 лет за коррупцию при поставках в Беларусь телекоммуникационного оборудования.

  • Это не помогает

Непохоже, чтобы громкие коррупционные дела решали проблему коррупции в Беларуси. Бывший работник администрации Лукашенко Анатолий Котов говорит «Белсату»: сама система Лукашенко была построена так, что без коррупции не может функционировать, провоцирует нарушения законов. Силовики же просто записывают нарушения, «кладут в папку», чтобы по какому-то поводу это «вытянуть», посадить человека и вскоре освободить, «напомнив, что за тобой следят» и проверив лояльность режиму.

За годы правления Лукашенко Беларусь не слишком высоко поднялась в рейтинге восприятия коррупции Transparency International, а с 2020 года существенно ухудшила показатели и оказалась на уровне Молдовы и Колумбии, чуть лучше Аргентины, Бразилии, Марокко, Танзании и Эфиопии.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть