Политзаключенных освобождают, так как Лукашенко хочет принять участие в переговорах по Украине, – эксперт
Очередная волна помилования политзаключенных, о которой стало известно 18 января, как и предыдущие восемь в прошлом году, а также появление на экранах Марии Колесниковой, Виктора Бабарико и других известных политзаключенных – это определенные сигналы западным странам и тестирование границы, за которой на них начнется реакция, считает аналитик радио «Свабода» Валерий Карбалевич.
Белорусские власти сейчас посылают Западу сигналы, и смотрят, после какого из них начнется реакция, говорит Карбалевич.
Это в значительной степени связано с возможными переговорами по перемирию в Украине, в которых Лукашенко хотел бы поучаствовать.
«Это связано с возможной новой переконфигурацией всей системы безопасности в регионе Восточной Европы. Ведь перемирие – это же не просто прекращение боевых действий, что является паузой в войне. Стабильный мир – это целая система договоренностей, гарантий и т.д. Лукашенко не скрывает, что хотел бы поучаствовать в этих переговорах, а для этого нужно его признание. С этой целью проводятся и президентские выборы, досрочные фактически, и посылаются вот такие сигналы», – говорит аналитик.
Проблема здесь, однако в том, что сигналы – противоречивые, а освобождения идут параллельно с новыми репрессиями – задерживают, возможно, даже больше людей, чем выпускают на свободу.
«С одной стороны – освобождение какого-то количества политзаключенных, а с другой – размещение на территории Беларуси тактического ядерного оружия России, угроза разместить здесь ракеты «Орешник». То есть западные страны получают сигналы, которые нейтрализуют друг друга. И непонятно, на какой реагировать. Не говоря об атаке мигрантами и т. п. Поэтому эти сигналы не работают», – говорит Карбалевич.
По словам эксперта, сейчас есть два фактора, которые могут говорить в пользу возможного прекращения репрессий в Беларуси после президентских выборов.
Один из них – это как раз завершение избирательной кампании, что может «немного успокоить режим, и он уже не будет бояться протестов или какой-то революции». Именно в связи с близкими выборами сейчас происходит мобилизация государственного аппарата, чувствуется сильное напряжение, людей задерживают, вызывают на профилактические беседы и т. п. После выборов ситуация должна успокоиться.
Второй фактор – уже упомянутое выше желание Лукашенко принять участие в переговорах по Украине.
«Для этого нужно действительно двигаться в сторону освобождения политзаключенных и приостановления новых репрессий, – говорит Валерий Карбалевич. – Но это – внешняя логика. Насколько власти этой логикой будут руководствоваться – другой вопрос, ответ на который сегодня вряд ли кто может дать».
Частично освобождение политзаключенных может быть связано со скорой инаугурацией Дональда Трампа на пост президента США. Однако о налаживании диалога белорусских властей с новой американской администрацией пока рано говорить.
«Пока в администрации, я так понимаю, нет четкого плана относительно перемирия в Украине, и я думаю, что до белорусского вопроса дойдут дела только через какое-то время, потому что оно далеко не в приоритете у американской администрации», – резюмирует аналитик.