Политика

Погоню не придется отмывать от грязи автократии: несколько выводов в годовщину правления Лукашенко

В этот день, 20 июля 1994 года, Александр Лукашенко принял свою первую присягу и стал первым президентом Беларуси. В здании белорусского парламента под бело-червоно-белым стягом Лукашенко поклялся служить народу Республики Беларусь.

В последствии Лукашенко не только сменил национальную символику, но и уничтожил молодой белорусский парламентаризм, а вместе с ним и политическую жизнь в Беларуси – без настоящих партий и состязательных выборов. За 28 лет своего правления он упорно стремился перепрограммировать на неосоветский манер само самосознание белорусов. В итоге, национальное в Беларуси во многом стало синонимом антирежимного.

Секрет политического долголетия Лукашенко, среди прочего, в том, что он последовательно вытаптывал белорусское политическое поле, чтобы на нем не выросли конкуренты. Однако созданная им пародия на монархию (с принцем Колей) так надоела белорусам, что заматеревший при власти Лукашенко умудрился проиграть политически неискушенной домохозяйке Светлане Тихановской и в итоге, вынужден был фальсифицировать выборы. И хуже всего, чтобы удержаться при власти, Лукашенко не только сам лег под президента РФ, но и всю Беларусь положил под Москву.

Как покорный вассал, в угоду Путину он произнес позорный спич о том, «откуда на Беларусь готовилось нападение». Впрочем, «бацька» мастер переобуваться на ходу. Поэтому, когда путинская авантюра потерпит крах, вполне возможно, что Лукашенко (если удержится до того времени) станет уверять, будто всей душой болел за бойцов добровольческого полка им. Калиновского. Во всяком случае, будет неудивительно.

Придя к власти 39-летний Лукашенко позиционировал себя как молодого политика, который противостоит одиозным старым. В одном из интервью он пренебрежительно назвал генсека НАТО Хавьера Солану, с которым встречался в 2009-м, «старикашкой». Однако Солана всего на 12 лет старше Лукашенко, который теперь представляет собой именно дряхлеющего и хватающегося за власть вождя.

Никак нельзя сказать, что молодой руководитель всегда и везде лучше пожилого – бывает по-разному. Однако в последние годы Лукашенко представляет яркий пример того, что стареющая автократия проблемы не решает, а консервирует их. А в худшем случае – плодит новые.

Вообще, для создания стабильного государства, к чему неустанно апеллирует и ставит себе в заслугу Лукашенко, крайне важно создать механизм, с помощью которого власть без потрясений передается от одного главы государства к другому. С этим у Лукашенко большие проблемы, и чем дальше, тем острее они проявляется. Но хуже всего, что это стало проблемой не только и даже не столько его персональной, но всего белорусского государства. Заточенная под одного человека система власти может рухнуть вместе с ним самим и погрести под обломками само государство.

Лукашенко убедительно доказал, что авторитарная модель власти построена на фундаменте, который со временем становится очень хрупким.

А то, что в свое время он отказался от национальной символики, может быть, даже к лучшему. Бело-червоно-белый стяг и Погоню не придется отмывать от преступлений и грязи авторитаризма. А неосоветская символика, безусловно, уйдет в прошлое вместе с самим Лукашенко, который станет назиданием того, что нельзя судьбу целого народа отдавать в руки одного человека.

Николай ГРАБОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть