«Откуда на Мозырь готовилось нападение»: зачем Лукашенко подстрекал Зеленского нанести удар по Беларуси
Интервью украинского президента Владимира Зеленского американскому ученому и блогеру Лексу Фридману стало по-своему свидетельством новых подходов украинского руководства к коммуникации с командой нового американского президента.
Еще недавно тот же Зеленский довольно резко отказал в интервью Такеру Карлсону, зато гостями правых американских блогеров были преимущественно российские идеологи типа Дугина, которые и формировали имидж Украины в отрицательных тонах. При том, что последние выборы в США показали, что популярные ютуберы способны формировать общественное мнение намного эффективнее, чем крупные медиакорпорации. Но белорусов, конечно, больше всего заинтересовала та часть трехчасового интервью, в которой украинский президент рассказал детали разговора с Александром Лукашенко в первые дни войны.
«Через несколько дней, первых дней войны, я говорил с Лукашенко по телефону, и он извинялся. Он говорил: “Это не я, с моей территории пускали ракеты, и пускал Путин”. Это его слова, у меня есть свидетели. Он мне говорил: “Ты поверь, Володя, это не я. Я не контролирую, это просто ракеты, это Путин…”», — так описал Владимир Зеленский ход разговора, который, судя по всему, имел место 27 февраля, когда украинская сторона согласовывала переговоры с российской на белорусской границе.
- И, кстати, в тот же день Владимир Зеленский обратился к белорусам, призвав «стать той самой доброй, безопасной Беларусью, которую мы все видели не так давно». В ответ же Александр Лукашенко назвал украинского лидера «маленьким наполеончиком», который «толкает меня на проведение спецоперации».
Как известно, сейчас Александр Лукашенко в своем привычном имидже дурачка объясняет, что он сам не знает, почему российские войска прямо с совместных учений отправились маршем на Украину. «Часть войск в какой-то период (спровоцировали, я в этом убежден) Путин завернул на Киев. Почему так произошло? Спросите у Зеленского», — говорил он в интервью агентству Франс Пресс в октябре 2024 года.
- Два года назад его версия звучала диаметрально противоположным образом. В день разговора с Зеленским он объяснял свое участие в войне превентивным ударом по неким «ракетным дивизионам», якобы развернутым у границы.
«Я не давал им (русским) команды пускать ракеты. Я сказал: “Да, ребята, мы это видим“. И вот тогда россияне по этим позициям выпустили две или три ракеты. После этого позиций не стало. Но кто в этом виноват? Вы зачем развязали эту войну?» — вопрошал Александр Лукашенко в тот же день 27 февраля, за две недели до того, как родится крылатая фраза «откуда на Беларусь готовилось нападение».
Но, как следует из рассказа Владимира Зеленского, если кто и готовил нападение на Беларусь, то это был сам Александр Лукашенко.
«Я ему сказал, что он такой же убийца. А он мне говорил: “Пойми, нельзя воевать с русскими”. Я ему сказал: “Мы никогда не воевали. Ракеты прилетели с твоей земли, из Беларуси, как ты допустил?” Он говорит: “Ну, ладно, отвечай”. Я до сих пор помню, он мне говорит: “Ударь по нефтеперерабатывающему заводу, ты же знаешь, как много он для меня значит”… Мозырский завод. Я ему говорю: “Ты о чем говоришь? Какой ответ?”», — поделился Владимир Зеленский воспоминаниям с Лексом Фридманом.
Звучит немного фантастически? Наверное да — но только для тех, кто не знает стиль общения белорусского автократа.
- В конце концов, перед началом этой войны, разве не давали от его имени гарантий украинской стороне глава погранслужбы Лаппо и министр обороны Хренин?
А заявление Натальи Эйсмонт о том, что «разговор между Президентами Беларуси и Украины в первые дни конфликта состоялся исключительно благодаря эмоциональной реакции младшего сына белорусского Президента Николая, у которого в телефоне был личный контакт Зеленского», — оно ведь тоже не рассчитано на людей с хоть минимальным присутствием интеллекта.
Но вот что интересно: уже через четыре дня после разговора с Зеленским Лукашенко вновь заговорил о ракетных дивизионах, «изготовившихся для нанесения удара по российским войскам в районах сосредоточения на белорусской территории». При этом знаете, куда должны были по его версии быть украинские ракеты? Да по тому же Мозырскому заводу, по которому он накануне предлагал ударить Зеленскому!
«Если бы этого не сделали, эти ракеты прилетели бы в Гомель и Мозырь», — цитирует, например, Лукашенко «Российская газета» в номере от 1 марта 2022 года.
Совпадение, или диктатор действительно ожидал, что Зеленский воспримет его предложение буквально? В нашем случае нельзя исключать ничего: Лукашенко и к власти пришел не очень-то адекватным политиком, а тридцать лет самодержавного правления начисто лишили его остатков нормальности. Поэтому и откровенное подстрекательство с целью ударов по собственному государству и последующим втягиванием его в войну никак нельзя исключать. Белорусам этого в принципе можно и не объяснять, но вот для американской аудитории такой штрих к образу белорусского правителя во многом будет открытием.
В любом случае, интервью Зеленского Фридману можно признать вполне удачным: пока Владимир Путин все ждет первого звонка от Трампа, его украинский коллега уже провел несколько встреч с избранным американским президентом, а в интервью популярному американскому блогеру озвучил как перспективы остановки военных действий, так и перспективы послевоенного сотрудничества. И даже отпустил в адрес будущего главы США несколько комплиментов.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ