«Обзванивают родственников, чтобы забрали постояльцев домой». В Беларуси закрыли все частные дома престарелых, кроме одного
Частные дома престарелых в Беларуси до 1 октября должны были получить лицензию, без которой не могут продолжить работу. Власти говорят, что ужесточили условия в ответ на жалобы от близких постояльцев. Однако альтернативы практически нет: государственные интернаты переполнены, пишет DW.
«В Минском районе в частном пансионате из 25 проживающих у 14 была обнаружена чесотка, — привела пример министр труда Марина Артеменко. — Были вопросы по безопасности — отсутствие эвакуационных выходов, проживание людей в подвальных и цокольных помещениях, куда даже здоровому человеку спуститься очень трудно, размещение больных людей на расстоянии вытянутой руки. Также несоблюдение санитарных правил — просроченные продукты питания, отсутствие санитарных книжек у работников на кухне».
Частный дом престарелых «Жемчужинка» в Кобринском районе пока единственный, кому удалось получить лицензию на оказание социальных услуг. Сейчас здесь живет более 40 человек, самому пожилому — 97 лет. Каждый день медработник проверяет состояние здоровья постояльцев, раз в неделю осмотр проводит терапевт из райбольницы, в случае ухудшения здоровья вызывают скорую. В учреждении есть свой стоматологический и диагностический кабинеты.
- Как удалось получить лицензию? Как пояснил сотрудник пансионата, последние два года были самыми напряженными — все частные дома для престарелых проверяли особо тщательно. Самое сложное, по словам собеседника, — пройти проверку от МЧС, поскольку предъявляются требования как для учреждений повышенной пожароопасности — государственных больниц и интернатов. А многие пансионаты размещаются в обычных загородных домах.
В «Жемчужинке» изначально ориентировались на стандарты для государственных интернатов. Например, в двухэтажном здании есть подъемник для маломобильных постояльцев, а также складные кресла на случай эвакуации. При этом администрация все равно получила внушительный список рекомендаций, который нужно было выполнить.
Представители администрации пансионатов, которые не получили лицензию, обзванивает родственников, чтобы они забрали постояльцев домой.
«Для нас это стало полной неожиданностью, — говорит Елена, ее бабушка последние три года живет в частном доме для престарелых. — Бабушке нужен постоянный уход — у нее тяжелая деменция, ее опасно оставлять одну дома. Я давно живу за границей, у мамы — группа по инвалидности, других родственников нет».
Как пояснили Елене сотрудники пансионата, требования, которые им предъявляет местная служба МЧС, невыполнимы. «Выявили десятки нарушений пожарной безопасности, — продолжает собеседница. — И хотя там организованы и эвакуационные выходы, и безбарьерная среда, но это все же не полноценная больница».
В Минтруда обещают, что ни один постоялец частного пансионата, который закрывают, «не останется без поддержки государства».
«Пока частные пансионаты, которые еще не прошли лицензирование, устраняют нарушения, родственники могут забрать своих близких домой, где им по необходимости может быть организовано социальное обслуживание», — заявили в ведомстве.
Также родным предлагают рассмотреть варианты переселения постояльцев в государственные интернаты или пансионаты, которые все же получат лицензию. И третий вариант — получать услуги дневного присмотра на базе госпансионатов и территориальных центров социального обслуживания населения. Кстати, за последние пять лет численность получателей социальных услуг в Беларуси увеличилась на 20% (26 тыс. человек).