«Не все лукашисты мудаки». Белорусская волонтерка считает, что большая часть патриотов не уехала из страны
Об ошибках белорусской оппозиции и «тайных» патриотах внутри страны, «БелНовостям» рассказала активистка белорусско-украинского волонтерского центра «Встреча» Алена Жаркевич.
- 26 января Лукашенко проводит «выборы». В оппозиции одни призывают игнорировать их, другие — приходить на участки. Как поступать?
Считаю, что белорусы должны проигнорировать эту историю. Потому что Лукашенко сам себя «выбрал», как только назначил эти «выборы». Когда сумасшедший дед сам себе что-то говорит, зачем обращать на это внимание? Лучше поехать на отдых в деревню на дачу, чтобы Минск был пустой.
Может быть совсем все плохо, когда бюджетников позагоняют на избирательные участки, тогда, наверное, можно просто сложить эту бумажку-бюллетень и ничего не писать на ней.
- Если сравнить состояние белорусского общества в 2020 году и в 2025-ом, какие отличия?
Я лично переживаю, что если люди выйдут на площади, как пять лет назад, то Путин начнет «спасать белорусов от нацистов» и введет войска. У нас нет ни одного кандидата, который мог бы быть альтернативой Лукашенко. Если кто и может его заменить, то исключительно промосковские персонажи.
Мое мнение, что русским не очень удобен Лукашенко. Он не позволит сделать из Беларуси губернию России.
- Как так получилось, что альтернативы Лукашенко нет ни внутри страны, ни среди оппозиции в эмиграции?
Значит белорусы еще не определились с альтернативой. Мы же понимаем, что в 2020-ом году все происходило исключительно на руку России. И все, что сегодня происходит в Беларуси, что делает наша оппозиция, к сожалению, это тоже толкает белорусов в объятия Кремля.
Белорусская позиция, в том числе, брала деньги у русских. Сергей Тихановский — любитель русского мира, посмотрите его страничку в «Фейсбуке». Когда наша оппозиция призывала Путина помочь им освободиться от Лукашенко, о чем дальше говорить?
- Вы думаете, что белорусы «не определились». Это означает, что белорусы еще формируется как политическая нация? Или есть общее понимание, что страна должна быть на перекрестке востока и запада?
Белорусское общество изолировано. Больше половины вообще не понимают, что происходит: что, если уберем Лукашенко, так Путину поставит какого-нибудь дол…ба, ой это нельзя говорить. Поставит кого-нибудь своего, а потом пошлет белорусскую армию воевать в Украину. Это очевидно.
Белорусское общество с радостью забывало свою историю. Я помню, когда училась в музыкальном лицее в 1994 году, тогда было голосование среди родителей за то, чтобы убрать «ненужные предметы», чтобы дети «меньше уставали». Белорусский язык был один из первых. Подружки говорили мне: «У тебя не будет белорусского? Слава Богу!».
У нас люди нормально реагировали на то, что их называли «русскими». Некоторые гордились. В 2008 году я родила сына, мне написали в свидетельстве о рождении, что я русская. Подождите, говорю. Пять поколений моих предков в Беларуси. Какая я русская? Регистраторша смотрели на мене с негодованием — ей же документы переделывать: «Какая вам разница? Ребенок вырастет, будет сам выбирать национальность».
Так вся страна построена. В детстве бабушка покойница говорила: «Помогу с любым предметом, только не белорусский, даже не подходи». Стыдно было быть белорусом.
- Хотя у соседей белорусов служилось по-другому. По-разному, но не так. В чем причина?
Беларусь слишком маленькая. Белорусов проще убивать, проще запугать, управлять. Я — экономист. У меня не было ни одной книжки по экономики на белорусском. Уверена, белорусский язык вряд ли помог бы сделать мне успешную карьеру.
- Насколько опасно в современной Беларуси быть белорусским патриотом?
Появился запрос на белорусскую культуру после 2022 года. Произошел какой-то «щелчок». Куча блогеров внутри страны перешли на мову. Родители спрашивают, почему бы детям не разговаривать на белорусском в детсадах? Воспитатели могли начать. Белорусского стало больше, намного больше. И за это не сажают.
- Вы отметили, что белорусская оппозиция формировалась, в частности, на деньги России и сейчас выступает в интересах РФ. В чем это выражается?
Оппозиция призывает к введению огромного количества санкций. Белорусов засовывают в какой-то ящик, создают проблемы с выдачей европейских виз. В таких условиях у белорусов нет шанса оторваться от России. Как заявить о себе миру? Как удержать экономику? В магазинах появилось еще больше российских товаров, предприятия увеличивают работу с Россией с катастрофическое скоростью. Эти санкции — самое дебильное, что можно было придумать.
Белорусские дальнобойщики, к примеру, ездили работать в Европу, привозили деньги. Сегодня многие говорят: «Блин, стоять по два недели на границе? Дома жена, дети…». Конечно, они едут работать в Россию. А как иначе?
Белорусов делят на «змагаров» и «прикорытников», потому что у них какие-то неправильные политические взгляды. Куча семей разводится, родители отказываются от детей. Понимаете, что за этим стоит? Москва инспирирует такие вещи. Так Украину делили в свое время.
- Лукашенко сам обеспечил основания для санкций — разогнал протесты, сажает людей, перехватил пассажирские самолеты. Лукашенко самостоятельный в таких вот действиях?
Считаю, он это делал не намеренно, это дело рук Кремля, который диктует ему средства. Только Лукашенко пытается чуть приблизиться к Европы, в Беларуси обязательно что-нибудь происходит. Прошлой весной начались переговоры об открытии дополнительного погранперехода между с Польшей, сразу «случайно» убили польского пограничника — все вернулось в прежнюю точку.
- Как нужно поменяться белорусской оппозиции?
Думаю, что надо начать слушать белорусов внутри страны. Не забывать, что целая куча патриотов живут в стране и понимают, чем она живет. Наверное, нужно поговорить с этими людьми. Пусть нас выехало целых 600 тысяч, но в Беларуси осталось абсолютно большинство белорусских патриотов, понимаете.
Даже белорусская КГБ вряд ли все пророссийское. Они точно понимают последствия интеграции с рашкой. Хотя бы на примере Крыма, где бывшим украинским спецслужбистам поставили отметки «неблагонадежный».
Наверное, оппозиция проклянет меня, но даже лукашисты любят Беларусь, понимаете. Не все лукашисты мудаки. Есть патриоты, которым приходится скрывать свои взгляды. Печатаются белорусские книжки, и ты такой смотришь политическую карту мира 2024 года, и вы знаете чей там Крым? Там Крым — украинский.
- Многие эмигранты, наверное, готовы вернутся. Какие гарантии режим Лукашенко мог бы дать им?
Наверное, перестать сажать людей. Думаю, что после 26 января многие политические дела забудутся, тихонечко куда-то исчезнут, и через год, два белорусы начнут возвращаться. Понятно, что Светлана Тихановская завтра домой не вернется, потому что ее посадят.
Хотя сейчас планировать глупо. Все понимают, что будущее зависит от исхода войны в Украине: Россия сломается или не сломается. От этого зависит и лично моя прекрасная история. Если нападет на Беларусь, я и многие мои знакомые готовы поехать отбиваться от москаля вместе с армией Лукашенко. Не хочу увидеть, как белорусы массово получают российские паспорта. Я лучше никогда не вернусь домой, но буду знать, что моя страна она существует и греет мою душу.
- Верите, что Россия может броситься на Беларусь?
Не думаю, что прямо с войной, но не удивлюсь, если Россия после 26 января попытается убрать Лукашенко. Путину очень не нравится, что Лукашенко где-то проявляет самостоятельность. Впрочем, не удивлюсь, что Лукашенко еще поклонится всему миру и скажет, что война была не правильной.
- Думаете, Лукашенко удастся примириться с западом?
Он точно не будет рукопожатым, но для запада важна экономика. Например, транзит из Китая, ради которого Европа готова пойти на некоторое примирение. Это все деньги. В Европе начинаются сложности, и всем нужно зарабатывать. А будут еще сложнее.
Владислав САВЧУК