«Не удивился бы заочному расстрелу». В Минске огласили заочные приговоры сотрудникам BYPOL и BELPOL – до 25 лет
Минский городской суд 15 февраля огласил заочные приговоры представителям и экс-участникам объединений бывших силовиков ByPol и BelPol. Некоторые представители объединений прокомментировали приговоры.
Наибольший срок назначен Александру Азарову: 25 лет лишения свободы. Матвей Купрейчик, Владимир Жигарь и Игорь Лобан заочно приговорены к 12 годам. Андрею Остаповичу дали 11 лет колонии. Экс-силовиков, которые в 2020-м поддержали протесты против нечестных выборов и насилия, обвиняли в заговоре с целью захвата власти, руководстве «экстремистским формированием», разжигании социальной розни, измена государству, оскорбление Лукашенко и представителей власти и др..
Представители BYPOL и BelPol прокомментировали приговоры режима Лукашенко. Александр Азаров заявил, что «не удивился, если бы приговорили к заочному расстрелу».
«Это было бы в духе режима. Однако, судя по всему, есть еще какая-то «красная линия», которую там пока переступать не решаются. Этот приговор ничего не значит, он совершенно незаконен и будет аннулирован в ту же секунду, как мы победим. И мы будем прикладывать к этому все наши усилия».
Представитель BelPol Владимир Жигарь предложил не придавать значения таким заочным приговорам.
«В условиях репрессий этот заочный приговор абсолютно не интересует нас. Придавать ему значение — признание в какой-то мере легитимности режима. Да, наша работа замечена режимом. Но героями являются те, кого режим удерживает в плену».
Напомним, в июле 2022 года в Беларуси были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. Согласно новому закону белорусов, находящихся за границей, можно судить заочно и даже приговаривать их к расстрелу.
Среди тех, кого уже судили заочно, – Светлана Тихановская вместе с другими членами первого состава Координационного совета. Приговор им вынесли 6 марта 2023 года. Тихановская получила 15 лет лишения свободы в колонии общего режима, Павел Латушко — 18 лет колонии усиленного режима. Мария Мороз, Ольга Ковалькова и Сергей Дылевский получили по 12 лет лишения свободы.
Также 3 мая 2023 года прошел суд по «делу NEXTA». Романа Протасевича судили очно, Степана Путило и Яна Рудика — заочно, поскольку они находились за границей. Роману Протасевичу назначили 8 лет колонии усиленного режима, Степану Путило — 20 лет, Яну Рудику — 19 лет. Вскоре Романа Протасевича помиловали.
Заочно также судили спортсменку Александру Герасименю, ресторатора Вадима Прокопьева и других.