В мире

На море и в воздухе. Как используются беспилотники в войне России и Украины. ФОТО

Противостояние России и Украины зачастую называют войной дронов. В мировой истории еще не было военного конфликта, где бы сразу обе стороны настолько массово использовали беспилотники, причем самых разных категорий. Кто побеждает в войне дронов и как эволюционирует использование беспилотников, объясняет Белсат.

  • Морские дроны – новое оружие Украины

Украина за двое суток провела успешные атаки на российский флот. В частности была атакована военно-морская базу в Новороссийске, где был подбит большой десантный корабль «Оленгарский горняк». Также этой ночью был подорван один из самых мощных нефтяных танкеров России «SIG», который транспортировал топливо для российских войск.

Атаки на корабли – это результат совместной операции СБУ и ВМС Украины с использованием надводых дронов. Вероятно, речь идет о беспилотнике типа Magura V5. Утверждается, что это полностью украинская разработка. Работать над созданием морского беспилотника Украина начала сразу после полномасштабного вторжения: при помощи дронов планировалось нивелировать колоссальное преимущество России в военно-морских силах. Морской беспилотник похож на широкое каноэ, длиной около пяти метров. Он весит до 1000 килограммов, может нести до 300 кг взрывчатки, имеет запас хода до 800 километров с максимальной скоростью до 80 км/ч. Фактически это маленький катер без экипажа, который начинен взрывчаткой и управляется дистанционно. Каждый такой дрон стоит примерно $ 250 тысяч. Средства на морские дроны собирали при помощи краудфандинговой компании через платформу UNITED24.

Украинские морские беспилотники стали важным инструментом войны на море, они демонстрируют очень высокую эффективность. Российские провластные военные эксперты признают, что украинские морские дроны стали вызовом для российского флота и допускают, что Украина имеет несколько типов таких надводных беспилотников. Россия похвастаться аналогичным разработками не может.

  • С чего начиналась война дронов: «Байрактар» и «Орлан»

Использование в боевых действиях морских беспилотников-камикадзе стало новой особенностью конфликта Россия и Украины. Однако основная часть войны дронов по-прежнему проходит в воздухе. Одним из символов первых месяцев войны стал ударный дрон «Байрактар». Он имеет довольно крупные габариты (длина 6,5 м, размах крыльев – 12 м) и рассчитан как на разведывательные полеты, так и на удары по вражеской технике и живой силе. Считается, что «Байрактары» прекрасно продемонстрировал себя в первые недели войны, когда колонны российской техники зачастую двигались без всякого прикрытия и превращались в легкую мишень для беспилотников. Кроме того, «Байрактар» участвовал в операции по уничтожению крейсера «Москва» – тогда дрон оттянул на себя внимание радаров российского корабля.

Вместе с тем, значение «Байрактаров» в боевых действиях преувеличивать не стоит. Когда россияне укрепили силы ПВО и РЭБ, то украинцы были вынуждены сократить использование «Байрактаров» в ударных целях и начали использовать его в основном для разведки, причем на безопасных расстояниях. Со второй половины 2022 года упоминания о турецком дроне достаточно редко появляются в боевых сводках.

Основу российского флота дронов перед началом войны составляли беспилотники «Орлан-10» и «Орлан-30». В отличии от «Байрактара», этот дрон не может атаковать наземные цели – «Орлан» рассчитан только на разведку и целеуказание. Эти беспилотники передаются артиллерийским подразделениям для корректировки огня. «Орланы» относительно дешевые и малогабаритные дроны, если сравнивать их с «Байрактарами». Число «Байрактаров» в Украине шло на десятки, а Россия на начало полномасштабного вторжения имела около 1500 «Орланов-10». Правда, сбивают их тоже массово.

  • Дроны-камикадзе: от советских разработок до иранских «шахедов»

Россия сохраняет превосходство над Украиной в дронах-камикадзе. «Ланцет-1» и «Ланцет-3» с телевизионным наведением стали очень активно использоваться агрессором с конца 2022 года. Это недорогое и очень эффективное оружие, рассчитанное на удары прежде всего по артиллерии и системам ПВО. «Ланцет» несет до 3 кг взрывчатки и имеет дальность до 70 км. Эксперты утверждают, что «Ланцет» зачастую используют вместе с «Орланом»: дрон-разведчик наводит на цель, а барражирующий снаряд ее уничтожает. Украинские власти признают, что это «неплохое оружие» и ВСУ нуждается в соответствующих средствах борьбы.

Иранские дроны-камикадзе «Shahed 131/136» (в России их называют «Герань») выполняют принципиально иные задачи. При помощи «шахедов» Россия атакует объекты инфраструктуры в глубине территории Украины. Shahed 136 может нести до 40 кг взрывчатки и бить по целям на расстоянии до 1000 км (официально – даже до 2000). «Шахеды» летают только по заранее определенным координатам, они не слишком точны и надежны. Однако эти минусы компенсируются за счет дешевизны и массовости дронов.

Массовое использование Shahed 131/136 началось осенью 2022 года и стало серьезным вызовом для Украины. Дроны было трудно обнаружить и перехватить. «Шахеды» изнуряли украинские ПВО, заставляли их тратить дорогие ракеты, а также раскрывать позиции зенитных комплексов.

Украинцы довольно быстро научились эффективно противостоять «шахедам». Сейчас украинские силы ПВО иногда уничтожают 100% запущенных дронов-камикадзе, причем военные стараются делать это более дешевыми средствами. Однако в воздушных силах ВСУ признаются, что иранские беспилотники все равно остаются для Украины «головной болью». Всего за время войны Россия запустила по украинским городам более 1960 Shahed 131/136.

Украина таким арсеналом дронов-камикадзе не обладает. Для атак вглубь российской территории украинские военные используют беспилотники, которые формально барражирующими боеприпасами не являются. Например, в декабре 2022 года ВСУ с использованием модернизированных советских разведывательных БПЛА Ту-141 «Стриж» успешно атаковали стратегический аэродром в Энгельсе на расстоянии 700 км. Для атак на Москву и Подмосковье в первой половине 2023 года, вероятно, использовались многоцелевые украинские беспилотники UJ-22 Airborne – они также не создавались как дроны-камикадзе. 30 июля Москву, возможно, атаковали новые украинские БПЛА «Бобер». Эксперты сравнивают их с «шахедами», однако вряд ли можно рассчитывать, что использование таких дронов станет массовым явлением.

Что касается фронтовых дронов-камикадзе, то ВСУ получили от Соединенных Штатов баражирующие боеприпасы Switchblade-300 и Phoenix Chost, а от Польши – Warmate. Однако дальность полета и мощность заряда у них меньше, чем у «Ланцета».  Дроны-камикадзе Switchblade-600 являются более мощным оружием: летают на расстояние в 80 км и способны уничтожать бронетехнику. Но сведений об их использовании на фронте очень мало. Вероятно, ВСУ пока получила небольшую партию этих барражирующих боеприпасов.

  • Квадрокоптеры-бомбардировщики и FPV-камикадзе

Однако наиболее массово на фронте используются обычные квадрокоптеры, включая вполне гражданские. Квадрокоптеры становятся «глазами» военных на фронте: позволяют им оперативно проводить разведку местности и позиций врага, наводить на цели артиллерию и минометы. Если раньше аэроразведка проводилась только на уровне крупных соединений, то сейчас, при массовом распространении дронов, даже самые мелкие подразделения могут это себя позволить. Малые беспилотники иногда превращаются в импровизированные бомбардировщики: к квадрокоптеру прикрепляют гранату, он зависает над целью и сбрасывает смертельный груз на солдат противника.

Весной-летом 2023 года в войне дронов появился новый тренд: активное использование FPV-дронов – то есть беспилотников, которые оснащены функцией «видение от первого лица». FPV-дроном оператор управляет с помощью джойстика и гарнитуры виртуальной реальности. По сравнению с обычными квадрокоптерами эти аппараты не могут зависать в воздухе, но они более быстрые и маневренные – способны залетать даже в люки танков. При этом FPV-дроны очень дешевые: могут стоить по $300–350. Сейчас обе стороны их используют в качестве мелких дронов-камикадзе.

Российская армия к новой тенденции приспособилась быстрее. Заместитель министра обороны по вопросам цифровой трансформации Украины Виталий Дейнега также признал, что FPV-дроны с российской стороны летят «намного чаще, чем с нашей».

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть