Экономика

Люди и свиньи: почему буксует колхозная модель Лукашенко

В этом году Беларусь соберет урожай зерна на 2 млн тонн меньше прошлогоднего. Эксперты уже начали сравнивать урожайность Беларуси и соседних стран, указывая на проблемы. Но причина застоя в АПК находится не только в организационной структуре сельского хозяйства, построенного на модернизированной колхозно-совхозной системе, а и в типе политического режима Александра Лукашенко.

  • Белорусский «орешек» против литовских фермеров

По предварительным расчетам, итоговый урожай зерновых в Беларуси составит 6, 2 млн тонн, что является одним из самых скромных показателей последнего десятилетия.

Для сравнения: валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2022 году был на уровне 8,7 млн тонн, в 2021-ом – 7,4 млн тонн. В 2020 году по всей стране собрали почти 8,8 млн тонн зерновых и зернобобовых. В 2014-м – почти 9,6 млн тонн, а в 2012-м – около 9,2 млн. Это были рекордные годы.

В то же время, отмечают эксперты, Беларусь выглядит скромно не только по сравнению с предыдущими своими показателями, но даже с Литвой, у которой, важно подчеркнуть, в два с половиной раза меньше пахотной земли. В Литве собрали 5,4 млн тонн зерновых!

Видим прерывистую, но четкую динамику последнего десятилетия – падение белорусского урожая зерновых культур после пика 2014 года. Не удивительно, что в этом году Беларуси придется покупать за границей более 1 млн тонн зерна. При этом Лукашенко преподносит себя как «крепкого орешка-хозяйственника». Однако именно в нем проблема.

  • Структурная слабость белорусской аграрки

Основу сельского хозяйства Беларуси составляют колхозы и совхозы, действующие на рыночной основе с активной государственно поддержкой. В 2000-х Лукашенко понял слабую сторону товарного производства в колхозах – относительно маленький размер. Они были укрупнены, что дало некоторый результат. На сегодня этот потенциал исчерпан.

В то же время в стране отсутствует заметная прослойка мелких фермеров и частных агрохолдингов. Понятно почему: их появление создаст политическую опасность для режима. Первые могут быть многочисленной силой, с которой нужно считаться. Вторые могут сконцентрировать деньги, финансируя оппозицию или внутриэлитные противостояния.

Сейчас укрупненные колхозы и совхозы с агрогородками представляют собой некие гибриды колхоза и среднего холдинга. Но, отличие от частных предприятий, в тотальном контроле государства, которое раздает задачи, и, самое главное, контролирует работников.

  • Колхоз имени Лукашенко

Отсутствие пространства для частной инициативы создает проблему с главным – людьми. Они попросту не хотят идти работать в агросферу. Люди для режима всегда были не так важны, как, например, свиньи или зерно. Сегодня именно они оказались в дефиците.

О серьезных кадровых проблемах свидетельствует тот факт, что аграрные вузы Беларуси вынуждены объявить дополнительный набор на упрощенных условиях. Абитуриентам с целевым направлением даже не надо будут сдавать вступительные экзамены.

Однако даже такие льготные условия, похоже, не выглядят заманчивыми. К примеру, минувшим летом в Гродненском агроуниверситете за сутки до окончания приема документов по специальности «Производство продукции животного происхождения» было подано 25 заявлений на 82 бюджетных места. Еще хуже ситуация в Белорусской сельхозакадемии, в которой учился Александр Лукашенко. На 266 мест на агротехнологическом и биотехнологическом факультетах было подано 124 заявки. Специальность «Производство продуктов растительного происхождения» заполнена лишь треть мест.

В общем, советская колхозно-совхозная система деградирует, индикаторами чего является проблемы с урожайностью и кадрами. Но решить эти проблемы в пределах политической модели Лукашенко просто невозможно.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть