Лукашенко запретил без объяснения причин вызывать белорусов в полицию и КГБ. И что происходит на самом деле
Лукашенко своим указом внес изменения в собственную директиву о дебюрократизации госаппарата, действующую с 2006 года.
В директиве, среди прочего, Лукашенко предписывает «исключить случаи необоснованных вызовов граждан, представителей юридических лиц в суды, органы прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности, Комитет государственного контроля, налоговые, таможенные и другие государственные органы, наличие указанных лиц в указанных органах за пределами времени, необходимого для производства процессуальных действий».
При принятии решений, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц, Лукашенко требует «решительно соблюдать требования закона и не допускать его произвольного толкования при применении». В случае неясности или неточности положений правового акта решения должны приниматься на основе максимального учета законных интересов граждан и юридических лиц».
А на самом деле сейчас в Беларуси около 1500 политзаключенных, через аресты, допросы прошли десятки тысяч человек, многие заявляют о пытках, известно о погибших при разгоне акций протеста в 2020 году и в тюрьмах. Уголовные дела по данным фактам и заявлениям не возбуждались.
Правозащитники ежедневно сообщают об арестах и насильственных задержаниях в разных городах Беларуси, силовики показывают видео задержанных, блокируется переписка с политзаключенными, многие судебные процессы проходят в закрытом режиме, адвокаты не могут сообщить подробности дела.
Согласно отчету Верховного комиссара ООН по правам человека от марта 2023 года, условия содержания в белорусских тюрьмах являются жестокими, бесчеловечными и унижающими достоинство обращением и пытками.
Заключенным не оказывается своевременная медицинская и юридическая помощь. В тюрьме скончались политзаключенные Александр Вигор, Денис Кузнецов , Витольд Ашурак и Николай Климович.