Лукашенко поддерживает Башара Асада, но одновременно снабжал оппозицию ракетами
Александр Лукашенко официально поддерживал и поддерживает Башара Асада, свергнутого сирийской оппозицией и в то же время он на протяжении долгого времени снабжал врагов диктатора ракетными комплексами. Как пишет «Белорусский расследовательский центр», посредником в поставках была Болгария.
Так, в 2015 году Беларусь отправила в Болгарию 240 противотанковых ракетных пусковых установок «Конкурс» и 140 ручных гранатометов AGS-17 общей стоимостью €37,9 млн. Болгария передала 136 установок «Конкурс» США и 80 — Саудовской Аравии.
Кроме того, представители американской оборонной компании «Regulus Global» в имейл-переписке утверждали, что ее военные инструкторы проходили в Беларуси обучение по использованию таких ПТРК. Это стало известно из материалов дела о гибели одного из этих инструкторов в Болгарии из-за несчастного случая на полигоне. Центр по исследованию коррупции и организованной преступности OССRP назвал «Regulus Global» подрядчиком Пентагона.
Представитель Командования специальных операций США лейтенант-коммандер Мэтью Аллен в комментарии изданию BuzzFeed в 2015 году также заявил, что Пентагон закупал у Беларуси ракеты для программы вооружения сирийских повстанцев.
Лукашенко при этом официально выступает в поддержку Асада. В 2019 году он утверждал, что Беларусь «с первых дней конфликта в Сирии была на стороне народа и руководства этой страны». После того, как свергнутый Асад сбежал в Москву, Лукашенко заявил, что свержение режима должно стать уроком для Беларуси.
«Там такой бардак, что это только начало, мне кажется, а сейчас начнется борьба за власть. В Сирии идет борьба главных мировых игроков. Это урок для нас. Мы должны сами определять свою судьбу. Надо сохранить нашу страну», – сказал Лукашенко на встрече с сотрудниками одного из заводов в Борисове.
По большому счету, дружба белорусского диктатора с Асадом была построена на тех же принципах, что и его дружба с Путиным: барабанный бой клятв в верности не мешает ему держать открытой дверь для бегства на случай, если что-то пойдет не так. Характерно, что никто из бежавшего из Сирии окружения Асада не рискнул попросить убежище в Беларуси, зная эту особенность ее правителя.