Конкретика и переход к личному: как противостоять лукашенковской пропаганде
Все мы слышали о могуществе пропаганды, которая способна полностью изменить общественное мнение целой страны. На самом деле это не совсем так. Пропаганда может усилить существующие настроения в обществе, но изменить взгляды человека она не в силах.
Лукашенковские медиа засыпает сознания белорусов тезисами о том, как велик наш лидер и как много он делает для народа и страны. Такая пропаганда относится к разряду самых примитивных. Под угрозой репрессий мы не реагируем на официальную галиматью, что создает видимость ее эффективности.
- Кажется, будто большинство граждан поддерживает режим. В реальности большинство против Лукашенко, просто каждый находится в своем информационном пузыре и не вполне уверен, что скрывается за ним.
Существует ряд рекомендаций, как разорвать эти границы. В силу несовершенства тоталитарных режимов власть сама помогает нам в этом.
Приведем несколько примеров. В правительственных медиа широко освещаются судилища над оппозиционерами и распространяются покаянные видео. Это делается с целью запугать общество. С другой стороны, такие публикации дают представление о реальном количестве противников режима.
Другой пример. Установлено, что политическими узниками режима Лукашенко являются более 1,5 тыс. человек. Вместе с тем правозащитники указывают, что реальная цифра политических осужденных приближается к 5 тыс. Но и эта цифра не дает представления, много это или мало.
- Людям необходимо доносить информацию в наиболее доступной форме. Кому-то покажется, что 5 тыс. осужденных для девятимиллионной Беларуси не так много. Но когда мы говорим, что на каждые 2 тыс. жителей приходится один политзаключенный, это дает представление о масштабе репрессий, что Лукашенко превзошел даже Россию и Китай. Такие данные воспринимаются совершенно иначе.
По возможности, любую информацию необходимо конкретизировать. Например, Белстат заявляет, что в результате санкций Беларусь потеряла 40% рынков сбыта своей продукции. Сама по себе цифра немалая, но куда нагляднее перевести абстрактные проценты в потери каждой семьи: в потребленные килограммы мяса, не заработанные денег. Тогда проценты станут понятными каждому.
Еще один важный фактор убеждения — личная причастность. Если информация задевает эмоции и чувства, эффект воздействия удваивается. Например, вследствие репрессий большинство граждан живут в повышенном стрессе. Можно просто говорить об этом, а можно опубликовать материал о разрушительном влиянии стресса на организм человека. Каждый поймет, как режим Лукашенко влияет на него конкретно.
- Многим не нравится слово пропаганда. Ее считают порождением тоталитарной системы. Однако пропаганда это всего лишь убеждение. В том, чтобы убедить людей перейти на сторону добра, нет ничего плохого.
Андрей САХНЕВИЧ