«Когда он шел в туалет, знала вся колония, так как об этом оповещала сигнализация». Бывший заключенный рассказал о Викторе Бабарико
Исправительную колонию № 1 в Новополоцке называют одной из самых жестоких в Беларуси. Здесь отбывают наказание около 150 политзаключенных, в том числе экс-кандидат в президенты Виктор Бабарико. О нем у родных и друзей нет сведений с весны 2023 года: полностью прекращены переписка и звонок, к нему не допускают адвокатов.
«Радыё Свабода» пообщалось с белорусом, который недавно освободился из этой колонии. Алексей (имя изменено в целях безопасности) вышел из колонии несколько месяцев назад. Бывший заключенный рассказывает, что Бабарико весной-летом прошлого года отсидел 6 месяцев в ПКТ и теперь, вероятно, проводит там следующие 6 месяцев.
Собеседник говорит, что до февраля 2023 года Виктора Бабарико держали в колонии на тех же условиях, что и других заключенных, но после «начался трэш».
«Началось СИЗО, ПКТ и так по кругу», – говорит он.
Бывший заключенный добавил, что проблемы были и у тех заключенных, которые пытались пообщаться с Бабарико. Администрация пыталась держать его в изоляции.
По словам Алексея, когда Виктор Бабарико работал в бригаде «на углях», то там, на промышленном участке, повесили дополнительные камеры наблюдения и сигнализацию.
«Что значит, когда Бабарико шел, скажем, в туалет, об этом знала вся колония, так как об этом оповещала сигнализация», – рассказывает собеседник.
С февраля 2023 года к Виктору Бабарико перестали пускать адвоката, его лишили свидания и передачи.
«Даже когда его посадили в СИЗО, то к нему подсадили политического с очень тяжелым характером, с которым тяжело находиться рядом, и человека, пенсионера, который был сильно болен и буквально ходил под себя. С такими людьми особо не поговоришь», – говорит Алексей.
Бывший заключенный также рассказывает, что в апреле 2023 года Виктор Бабарико попал в медсанчасть колонии.
«В медчасти, когда он туда попал, поставили в одной палате камеру наблюдения. Очевидно, что для Бабарико. Многие узники видели тогда через окно его с перебинтованной головой. Тем временем милиционеры запускали сплетни, что Бабарико упал. Один знакомый заключенный попал в медчасть как раз тогда, когда там был Бабарико, уже когда его вернули из тюремной больницы в Колядичах. Он спросил: «Что с тобой, Дмитриевич?». Тот ответил: «Я упал». Видимо, так ему приказали говорить», – вспоминает собеседник.
Алексей добавляет, что по колонии ходила информация, будто у Виктора Бабарико пробитое легкое, что у него проблемы с почками, несколько раз терял сознание.
«Последний раз его видели в коридоре ПКТ примерно в ноябре. Он сильно похудел, но взгляд был бодр, уверенный, трезвый. Это значит, что его не сломали», – добавил Алексей.
Собеседник также поделился версией, что Виктора Бабарико вывозили из колонии в больницу, чтобы привести в надлежащий вид к суду над сыном Эдуардом, «но так и не смогли привести в нормальное состояние» и поэтому вернули в колонию.