«Формат наших иностранных инвестиций — это формат Беларуси как субъекта России», – эксперт
Статистика по иностранным инвестициям в Беларуси за первое полугодие 2023 года показала неожиданные результаты. За период с января по июнь Беларусь получила 4,5 миллиарда долларов. Из них прямые иностранные инвестиции составили 3,6 млрд долларов. Но есть одно «но». Откуда и на что на самом деле идут деньги, и что стоит за такими оптимистичными цифрами, объясняет экономист Ярослав Романчук.
«4,5 миллиарда долларов — это гигантские деньги! Это просто какой-то инвестиционный бум! Но давайте посмотрим на те страны, из которых они пришли. 80% — это Россия и Кипр, есть ещё Нидерланды — точно такая же офшорная зона. Интересный у нас иностранный инвестор! То есть, это деньги, которые гоняют, в той или иной степени адаптируясь к условиям санкций», – отмечает Романчук.
Экономист также предлагает посмотреть на исходящие инвестиции. За первое полугодие, по официальной статистике, они составили 3,5 млрд. долларов.
«Вообще это был шок для меня. Думаешь, боже мой, какая же открытость, какая же интеграция белорусских коммерческих организаций в региональные мировые цепочки глобальной стоимости! И это в условиях санкций!» — восклицает Ярослав Романчук.
Однако, если посмотреть, куда идут все эти инвестиции, то картинка сразу же становится совершенно иной.
«92% вот этих самых денег идет в Россию, — указывает экономист. — Вот если бы Башкортостан, Татарстан или Ингушетия вывозили денег, то, естественно, 90-95% были бы в России. По сути дела выходит, что формат наших иностранных инвестиций — это формат Беларуси как субъекта Российской Федерации».
Никакой независимой политики нет — вся Беларусь тесно интегрирована в российские цепочки оптимизации, параллельного импорта, в российские государственные и региональные программы. И это формально иностранные инвестиции!
«Поэтому, если вам белорусские власти будут говорить, что мы на самом деле очень хорошо и активно инвестировали в зарубежные страны, будьте уверены, что это всего лишь те программы, которые были запущены после начала кровавой войны России против Украины, и Беларусь стала полноценной частью военной машины России. Она зарабатывает на войне», — подчеркивает экономист.
Он обращает внимание на то, что это не те инвестиции, которые повышают производительность труда или создают дополнительные высокопроизводительные рабочие места, товары и услуги, это всего лишь распространение цепочек, которые делает российский ВПК-Кремль на Беларусь. Иными словам, Беларусь используется как транзитная зона. Зарабатывают на этом финансовые прикорытные организации, которые работают под контролем и с согласования ЗАО «Беларусь» и Александра Лукашенко.
«Поэтому, пока Россия даёт деньги, пока российские и белорусские распорядители используют белорусскую финансовую систему как систему прокачки денег, как систему платежей в условиях санкций, есть ещё деньги. Но это не модернизация экономики. Это всего лишь спекулятивные схематозные финансовые операции. В них, безусловно, заинтересованы и те, кто все это делает, и те, в пользу кого это делается. Но это явно не обыкновенные белорусы», — заключает экономист.