Экономика «должна быть справедливой»? Чего ждать белорусам от новых заявлений Лукашенко
Обещание Александра Лукашенко провести совещание по «справедливому ценообразованию» у многих, наверное, вызвало вопрос: а что, предыдущее ценообразование было несправедливым? Ведь введенная почти три года назад постановлением Совмина №713 и нанесшая сокрушительный удар по всей белорусской торговле политика административного сдерживания цен и демонстративных процессов над «спекулянтами» представлялась властями, как исполненная заботы о народе. Более того: она прямо противопоставлялась рыночным механизмам, действующим даже на остальной территории «союзного государства».
«С 6 числа запрещается всякий рост цен. Запрещается! С сегодняшнего дня. Чтобы за сутки не накрутили цены. И не дай бог кто-то по бухгалтерии проведет задним числом что-то, какие-то расчеты, перерасчеты», — говорил Александр Лукашенко в октябре 2022 года, уверяя, что «цены уперлись в потолок», и «что дальше повышать их нельзя».
И хоть тогда же Лукашенко прямо пригрозил чиновникам ответственностью, если «какой-то магазин уйдет или будет закрыт, какая-то контора, забегаловка и другие», такое регулирование цен нанесло серьезный удар по всей белорусской торговле. На протяжении года из 714 организаций торговли, учитываемых Белстатом, оказались убыточными 137.
Закрылись целые торговые сети вроде «Буслiка». Рентабельность продаж остальных организаций торговли опустилась ниже 1%, а вслед за ней начали расти убытки в сельском хозяйстве и промышленности.
- В то же время в правительстве уже тогда побаивались, что сдерживание цен на фоне роста зарплат формирует инфляционный навес, который может обвалить всю экономику. Время от времени чиновники намекали, что механизм ценообразования будет пересмотрен, плюс ко всему прочему цены на некоторые товары действительно отпускались.
Интересно, что ровно год назад, почти день в день с нынешним своим заявлением, Лукашенко также анонсировал переход к «справедливому ценообразованию». На совещании в декабре 2023-го он потребовал от правительства ввести «четкую, понятную систему регулирования цен» уже с 1 января 2024-го. Указания в общих чертах сводились к тому, чтобы переложить убытки с предприятий торговли на собственников бизнесов, которые, по словам главы государства, «получают минимум по 35 тысяч долларов в месяц».
«Поскольку это вопрос справедливости, а спрос на справедливость всегда был у славян и у нас в том числе, мы от этого вопроса уйти не можем. И никакого популизма (обращаю внимание на тех, кто завтра вякать начнет) здесь нет. Никакого популизма перед электоральной кампанией», — говорил Лукашенко год назад и, разумеется, врал.
Именно приближение предвыборной кампании привело к тому, что регулирование цен сохраняется в Беларуси по сей день. Перед руководством страны стоит сверхзадача сохранения уровня инфляции как минимум до дня голосования, а это без масштабного административного ценообразования достичь невозможно. Собственно говоря, даже с ним белорусская экономика не демонстрирует эффективности: на май прошлого года цены здесь выросли на 5,6%, что, конечно, меньше, чем в России, но намного больше, чем в соседних Польше (2%), Латвии (0,7%) и Литве — (0,4%).
Что после январских выборов правительство пересмотрит подходы вмешательства в экономику, еще в сентябре обещал министр антимонопольного регулирования Алексей Богданов. По его словам, введенная в 2022 году система для страны новая, а поэтому «постоянно требует модернизации». Сам Лукашенко несколько дней назад намекнул, что наиболее «справедливым» будет вообще отказаться от ценового регулирования.
«Не сдерживание цен. Может, даже не регулирование цен. Но должна быть справедливая формула ценообразования в Беларуси», — заявил Лукашенко, сразу же предложив искать эту «формулу» местным властям. «Вместе с бизнесом садитесь и вырабатывайте. В первых числах января доложите», — дал он ценные указания присутствовавшим столичным чиновникам, предусмотрительно не уточнив при этом, что именно от них требуется.
Но в этом и есть сам Лукашенко. Несомненно, что после переутверждения себя на должности президента он будет пытаться либерализировать экономику — та ситуация, в которой оказалась сегодня Беларусь, не оставляет другого выхода. Как это сделать так, чтобы отпущенные цены вдруг не рванули ввысь, он не знает, и в его окружении об этом не знают тоже.
Уже сейчас параллельно с экономическими нововведениями ищут и будущих ответственных за возможные провалы. И, несомненно, это будет не Лукашенко, а чиновники из правительства и местные власти. А если события начнут развиваться совсем по плохому сценарию, то среди них будут и отставки, и, возможно, посадки — лишь бы не помрачнел образ самого главного белорусского вождя.
При этом рядовые белорусы и без того хорошо знают: если Лукашенко заговорил о «справедливости», жди беды.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ