В мире

Две армии Пригожина: как фабрика троллей спасает ЧВК «Вагнера»

В современной российской политической жизни Евгений Пригожин напоминает советского диссидента-шестидесятника, который не выступает против общественного строя как такового, лишь требует вернуть «ленинские идеалы» и «очищенный социализм». Такая позиция ставила советские спецслужбы в настоящий ступор, позволив многим адептам «социализма с человеческим лицом» избежать маховика репрессий. Похожим образом и Пригожину удается оставаться на плаву, пребывая в неприкрытом конфликте со всем российским военным руководством. Он выглядит и системным и внесистемным игроком одновременно. Попробуем рассмотреть, как это ему удается.

Российская «спецоперация» разделила жизнь Пригожина на «до» и «после». До российского вторжения это был непубличный персонаж, более известный, как «личный повар Путина», с которым Пригожин был знаком еще по Петербургу. Основные публикации о его личности касались воровства пригожинской компании «Конкорд», получавшей крупные подряды от управделами президента и минобороны России, а также монопольно обеспечивавший обедами школы Москвы.

  • При этом Пригожин резко реагировал на публикации о причастности к деятельности российской «фабрики троллей», обвиняемой во вмешательстве в американские выборы, и к формированию отрядов частной военной компании «Вагнера». Известно, что ему даже удалось выиграть суд у Алексея Венедиктова, рассказавшего о причастности ресторатора к формированию отрядов наемников. Менее известно, что перед этим он также пытался скрыть и свое прошлое, через суд удаляя публикации о своих многочисленных тюремных сроках не только со страниц онлайн-СМИ, но и из кэша поисковых машин.

«После» российского вторжения в Украину Пригожин вдруг начал бахвалиться всем тем, что он раньше пытался скрыть. Вербуя новых бойцов «Вагнера» по исправительным учреждениям России, он прямо апеллировал к своему тюремному опыту. Начала афишироваться не только причастность Пригожина к деятельности частной военной компании, но и о самой компании заговорили как о чем-то общеизвестном. Хотя ранее руководство РФ старалось максимально дистанцироваться от деятельности «Вагнера», и тем более от участия наемников в боях на Украине.

Более того, еще в начале мая российский министр иностранных дел Сергей Лавров отрицал наличие пригожинских наемников в составе российских вооруженных сил.

«Разговоры про наличие “Вагнера” на Украине обусловлены именно желанием отвлечь внимание от того, что делают наши западные коллеги», – утверждал он, несмотря на многочисленные свидетельства независимых источников об обратном: за несколько дней до гибели на Донбассе завербованного в ЧВК белорусского пилота Николая Маркова.

Ситуация резко изменилась осенью, когда украинские войска перешли в наступление в Харьковской области. Бегство из-под Балаклеи и Изюма в Кремле было воспринято особенно болезненно. Тогда же, видимо, Пригожин решился идти ва-банк, предложив Путину свою ЧВК в качестве альтернативных вооруженных сил. С сентября сетью пошло гулять видео Пригожина, вербующего зэков, публикации о «Вагнере» начали массово множиться в прессе, на полную заработала пригожинская пресс-служба. С премьерой песни о «нашем русском ЧВК» отметилась Вика Цыганова, что в современной России является однозначным свидетельством успеха.

  • Осенью влияние создателя ЧВК «Вагнер» достигло зенита: на должность командующего группировкой русских войск в Украине был назначен его ставленник Сергей Суровикин, а сам Пригожин вместе с Рамзаном Кадыровым всерьез планировали получить контроль над всем силовым блоком страны.

Проблемы возникли тогда, когда Бахмут не был взят ни в январе, ни в феврале и скорее всего не будет взят и в марте. О планах похода во власть пришлось забыть. Бывший союзник Кадыров на всякий случай вообще пропал с российского информационного поля.

Тем временем вновь вернувший расположение Путина министр обороны Сергей Шойгу понизил в должности Суровикина, зато повысил откровенных врагов Пригожина – Лапина и Герасимова. Казалось бы, теперь Пригожину самое время отправиться в забытье. Во всяком случае, связанный с ЧВК канал Grey Zone, опубликовал документ якобы от Минобороны, где говорится о необходимости «полностью отказаться» от упоминания и цитирования Пригожина, а его армию называть «добровольцами». В недавно озвученном послании Путина Федеральному Собранию также не упоминалось «Вагнер», хотя, по некоторым сведениям, изначально планировалось вспомнить и о его бойцах.

В Кремле очевидно не считают устранение Пригожина с политической сцены сложной задачей именно потому, что за ним не стоит серьезный финансовый и политический ресурс. Соответственно, все ЧВК «Вагнера» является критически зависимым от обеспечения по линии министерства обороны. На контролируемых Пригожиным каналах постоянно жалуются на якобы организованный МО «снарядный голод», хотя сегодня не представляется возможным проверить, соответствуют ли эти сообщения действительности или являются частью кампании самого Пригожина по дискредитации военного руководства России.

  • С больше долей уверенности можно сказать, что Минобороны реально лишило его возможности пополнять живую силу, отрезав «путинского повара» от вербовочных центров на зонах. Но Пригожин остается в российском информационном пространстве только по одной причине – фабрика ольгинских троллей в его руках оказалась инструментом более действенным, чем даже ЧВК «Вагнера»…

Ежедневно генерируемые информационные поводы, выносящие Пригожина в топ новостей чем-то напоминают телесериал по типу «Карточного домика». Российская власть, достаточно успешно блокирующая Инстаграм и Фейсбук, оказалась совершенно беспомощной перед Телеграм, где главный «вагнер» и дает свое представление. В виртуальном мире Пригожин может приказать казнить кого-то кувалдой, а может и наоборот – простить. Он может распространить какую угодно дезинформацию, например, о зяте Шойгу, якобы лайкающим посты блогера Дудя – и россияне склонны ему верить.

В конце концов, Пригожин тестирует свою сеть и для флешмобов: в чате трансляции митинга с участием Владимира Путина в Лужниках десятки аккаунтов требовали поставить оружие ЧВК «Вагнер». И буквально через несколько дней сам создатель «Вагнера» заявил, что поставки оружия уже пошли – таким образом вселив в своих сторонников ложную уверенность, будто бы в России от них хоть что-то зависит.

Можно предположить, что в сложившейся ситуации Пригожин будет еще сильнее использовать свой информационный ресурс. Одновременно в Кремле будут думать над тем, как решить проблему «забвения Пригожина» приемлемым способом. Причем решить ее нужно будет до президентских выборов 2024 года, а в идеале – еще и до выборов на местах уже в этом году.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть