Политика

Бенефициар войны: как Лукашенко на путинской агрессии зарабатывал

В начале июня белорусский диктатор, несмотря на упорные слухи о плачевном состоянии здоровья, все-таки появился несколько раз на публике. На заседании Совета руководителей органов безопасности государств -участников СНГ он уделил много внимания Украине, в частности, заявив, что «абсолютно согласен» с тезисом Владимира Путина о том, что «не мы начинали» войну, а она «началась задолго до 2014 года». О чем лишь скромно умолчал минский правитель, так это о том, чем он занимался сам в упомянутый промежуток времени. А ведь он пытался создать союз с Украиной в противовес России, да еще и неплохо подзаработал.

«Единственная, наверное, наша ошибка, что мы не решили этот вопрос в 2014-2015 годах, когда не было ни армии у Украины, ни готовности… Все хотели мирно как-то урегулировать. А они за это время создавали боеспособные вооруженные силы», — сказал Лукашенко.

Первые попытки вести собственную игру Лукашенко предпринял еще летом 2013-го. Тогда он в сопровождении сына Николая прибыл в Киев, где быстро согласовал с Украиной договор о демаркации госграницы, которые не согласовывали долгие годы. Конечно, в будущем этот договор не остановил российское вторжение с территории РБ, однако устранил поводы для других возможных провокаций на границе.

Через несколько месяцев украинское правительство Николая Азарова сделало неожиданный разворот в сторону Москвы, объявив о прекращении подготовки Соглашения об ассоциации с ЕС, которое планировалось подписать на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе 28-29 ноября. Но белорусская делегация на том же вильнюсском саммите в целом поддержала итоговую декларацию «Восточного партнерства»!

  • Удивительно, но и начало российской гибридной агрессии весной 2014-го отнюдь не бросило Лукашенко в объятия России. Наоборот: есть ряд свидетельств того, что он откровенно испугался возможности российской оккупации Беларуси, в связи с чем начал поиски союзников в Европе. Причем за поддержкой идеи о создании белорусско-украинского союза он обращался к нынешнему главному объекту его нападок – Польше.

 Как подтвердил в интервью изданию Onet польский экс-премьер и бывший глава Евросовета Дональд Туск, Лукашенко предлагал ему свою кандидатуру, как гаранта мирного решения украинских проблем в рамках белорусско-украинского союза.

«Лукашенко боялся неконтролируемых событий, жертвой которых стала бы и Беларусь. Это означало бы его конец», — говорит Туск.

Правда, он признает, что таким образом правитель РБ пытался втянуть ЕС в свою игру, но, по мнению Туска, заключенные между двумя странами Минские мирные договоренности стоили того.

  • По большому счету, Лукашенко, жалующийся сегодня на украинцев, был чуть ли не единственным бенефициаром разгоравшейся войны. Переговоры в Минске и подписание Минских соглашений помогли Лукашенко вернуться в европейскую политику, а зачастившим в столицу Беларуси европейским лидерам пришлось в ответ закрыть глаза на некоторые из бесчинств режима.

Все это «батька» использовал для укрепления своих политических позиций и уменьшения экономической зависимости от Москвы, которая тем временем столкнулась с первыми серьезными санкциями. Тогда же в обиход вошел мем о «белорусских креветках», когда европейская продукция проникала в Россию под видом белорусских товаров, или ввозилась на территорию РФ под видом транзита в Казахстан. Россельхознадзор даже ограничил ввоз в страну продукции ряда белорусских предприятий, развязав таким образом краткосрочную «колбасную войну».

По факту же в 2014-2015 годах, о которых так сокрушается сегодня Лукашенко, режим прекрасно монетизировал неожиданно вспыхнувший вооруженный конфликт. Да и в следующие годы – тоже. Достаточно вспомнить, что Беларусь стала основным хабом поставок в Украину бензина, дизельного топлива, сжиженного газа, заняв второе место в международной торговле Минска. Не зря в ежегодном послании парламенту и народу, весной 2014-го, президент Беларуси обещал не отказываться от призыва сохранить Украину целостной и неделимой, «нравится это кому-то или нет».

  • Более того, Лукашенко какое-то время пытался навести мосты с противниками России, однако потом вернулся к привычной практике сидения на двух стульях. Такая политика могла бы продолжаться бесконечно, как и нынешние военные учения, если бы не массовые протесты 2020 года, когда Александру Лукашенко пришлось пожертвовать суверенитетом страны ради сохранения себя у власти.

Хотя, конечно, в чем-то Лукашенко и прав: то положение, в котором сегодня оказалась Беларусь, было запрограммировано не в 2014-м году, а намного раньше…

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть