Белорусский экспорт все больше зависим от России: как изменилась ситуация со внешней торговлей страны
Правительство Беларуси сознательно ломает существующую схему диверсификации экспорта, известную как «30-30-30», при которой треть произведенной в стране продукции должна была идти в СНГ, треть в страны Евросоюза и еще треть — в дальнее зарубежье. По словам Романа Головченко, из-за введенных против страны санкций Беларусь больше не будет следовать принципу равного разделения потоков во внешней торговле.
«Сейчас ситуация кардинально отличается от той, в которой мы планировали названную формулу. Наверное, говорить о том, что мы следуем какой-то жесткой формуле, уже не актуально», — сказал глава правительства в итервью телеканалу «Беларусь 1».
По словам Романа Головченко, в этом году перед беларусскими предприятиями поставлена задача на 40% увеличить экспорт в Россию и страны ЕАЭС.
«Мы видим потенциал тех рынков, которые мы, может быть, не доосваивали с учетом нашей линии на сбалансированный экспорт во все регионы», – уверяет премьер-министр.
Напомним, что если по итогам января–мая 2020 года экспорт из Беларуси в Россию составил 47,5% от общего объема, а импорт из России — почти 48%, то по итогам такого же периода этого года доля экспорта в Россию выросла до 50,5%, а импорта — до 63,2%. В апреле стало известно что Беларусь впервые обошла Германию по экспорту в Россию в денежном выражении.
Стоит отметить, что рост товарооборота с Российской Федерацией в нашем случае идет на фоне его снижения практически со всем остальным миром. По итогам пяти месяцев 2022 года белорусский товарный экспорт в Евросоюз сократился в среднем на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В мае премьер-министр Роман Головченко признал, что из-за санкций уже заблокированы товары на сумму 16-18 млрд долларов в год – это треть от прошлогоднего экспорта в 49 млрд долларов. Согласно расчетам вице-премьера Николая Снопкова, даже если экспорт в РФ вырастет до 80-90% всей вывозимой из страны продукции, дополнительно в Россию удастся перенаправить товары лишь на 4 млрд долларов.
Кстати, 4 июня 2020 года Александр Лукашенко ставил перед правительством совершенно противоположную задачу — диверсифицировать рынки сбыта белорусской продукции.
«Проблему зависимости от рынка одной страны следует решить окончательно. Мы не можем даже от братской России зависеть на 50−55%. Мы должны диверсифицировать рынки», — говорил тогда Лукашенко.
Но за минувшие два года ситуация кардинально изменилась: Лукашенко сам стал критически зависим от Кремля, что самым наихудшим образом сказалось и на экономике.
Что касается самого беларусского премьер-министра, то с июня Роман Головченко пребывает под персональными санкциями Канады, введенными за поддержку российского вторжения в Украину. Под те же санкции попали также и другие члены Совета министров: Юрий Селиверстов, Владимир Макей.