Бацилла мятежа. Что изменилось за месяц после пригожинского бунта
Пока вагнеровцы обустраиваются в Беларуси, российские военные пробуют себя в новом необычном амплуа – публично ругают командование. Ранее такое фрондерство в РФ было немыслимо, но после пригожинского выступления уверенно входит в моду.
До недавнего времени публично критиковать министра обороны Сергея Шойгу и начальника генштаба Валерия Герасимова мог себе позволить только эксцентричный главарь ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Но он-то не был их непосредственным подчиненным. Теперь подобные выходки стали позволять себе российские военные.
Первым публично раскритиковал высшее командование генерал-майор Иван Попов, которого сняли с должности командующего 58-й армией (именно эта армия отбивала украинское наступление на азовском направлении). По словам генерала, его отстранили после того, как он «на самом высоком уровне, откровенно и предельно жестко» высказался по поводу существующих на фронте проблем.
«Нас ударил с тыла наш старший начальник, предательски и подло обезглавив армию в самый тяжелый и напряженный момент», — заявил популярный в войсках генерал.
Вскоре десантники 7-й десантно-штурмовой дивизии публично предостерегли министра обороны РФ, чтобы тот не трогал командующего ВДВ генерал-полковника Михаила Теплинского. По их словам, Шойгу за этот месяц отстранил от должности командира воевавшей в Бахмуте 106 воздушно-десантной дивизии генерала Владимира Селиверстова, а также командира 7-й десантно-штурмовой дивизии генерала Александра Корнева.
«Мы настроены очень решительно. Вплоть до того, что снимемся с позиций и пойдем на выручку нашему Бате. Вы, те, которые сидят в кабинетах! Десант своих не бросает!», — пригрозили солдаты.
Очевидно, авторитет высшего российского военного командования упал до уровня плинтуса, если их подчиненные в военное время позволяют себе подобные демарши. Очевидно, российские вояки осмелели (или даже обнаглели) именно благодаря пригожинскому бунту.
Дело в том, что военный мятеж сопоставим с предательством и ножом в спину, как о том в телеобращении заявлял Путин. Тем более, «вагнеровцы» устроили не просто автопробег, а за день нанесли такой урон авиации РФ (самолет и 6 вертолетов), что украинские ПВО могут позавидовать. А потому мятежники должны быть показательно жестко наказаны.
Например, творец Красной армии Лев Троцкий в годы гражданской войны во взбунтовавшихся полках и дивизиях казнил командиров, а порою даже расстреливал каждого десятого! Чтоб другим было неповадно.
В свою очередь, российские военные воочию увидели иное: в путинской России во время войны можно устроить бунт, предательство, сбивать свою авиацию, угрожать захватом Москве – и ничего тебе за это не будет! Отправят в почетную ссылку и даже вернут нажитые непосильным трудом 10 млрд рублей наличными и золотые слитки.
Экспериментальным путем доказано, что в России вооруженный человек (в отличие от безоружного) может позволить себе открыто выражать недовольство.
Поэтому, если раньше в РФ к руководству взывали и просили, то теперь все чаще публично ругают и предостерегают от опрометчивых шагов.
Очевидно также, что авторитет российского командования обрушился. Весьма вероятно, что недовольство среди военных и других силовиков будет нарастать, особенно в случае неудач на фронте. А там и до нового путча недалеко.
О возможности и даже вероятности нового мятежа в РФ говорит генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов, известный своим публичным предостережением Путина от рокового вторжения в Украину. Учитывая, что прогноз генерала о крахе российской агрессии сбылся, к словам Ивашова стоит прислушаться (на 40-й минуте).
Пока остается неизвестной судьба нескольких высокопоставленных генералов, которые так или иначе могли быть причастны к мятежу. Речь о командующем ВКС Сергее Суровикине, его заме Андрее Юдине и о замначальника военной разведки Владимире Алексееве.
По данным западных разведок, до 28 высокопоставленных российских офицеров могут быть отстранены или уволены. Однако и тут показательно, что в Кремле не спешат публично карать тех, кто помогал пригожинским «изменникам». С одной стороны, если не наказан главный «вагнеровец», то их-то за что? С другой, непонятно, как на репрессии отреагирует недовольная армия.
Вообще, если в государстве отсутствуют (или имитируются) демократические механизмы смены власти, то возможность вооруженных мятежей, восстаний и государственных переворотов повышается многократно, особенно во время политических или военных кризисов.
Когда-то Александр Солженицын писал, что попавшие в ГУЛАГ украинские националисты привезли с собой «бациллу мятежа». Если следовать этой метафоре, то «вагнеровцы» этой самой бациллой заразили российских военных. Теперь она еще и переместилась в Беларусь, осев в лагере «вагнеровцев» под Осиповичами.
И хотя природа гулаговских и «вагнеровского» бунтов разная, последствия могут быть схожими. Восстания заключенных летом 1953-го хоть и были подавлены, но вынудили власти освободить многих из них, а вскоре ликвидировать сам ГУЛАГ. Так пригожинский мятеж хоть и закончился договорняком, но может иметь необратимые последствия для путинского и лукашенковского режимов.
Николай ГРАБОВИЧ