Великие белорусские Нью-Васюки на земле Никарагуа
![](https://bel-news.com/wp-content/uploads/2023/05/1044653_900.png)
Вам известно, что Александр Лукашенко готов принять участие в строительстве Никарагуанского канала, который станет альтернативой Панамскому? Во всяком случае, именно так сказал министр иностранных дел Никарагуа Денис Монкада Колиндрес, посетивший на прошлой неделе Беларусь. И тут вопрос, кто кого первый объегорит.
«Проект Никарагуанского канала продолжает жить. Конечно же, Беларусь также могла бы принимать в нем участие», – сказал дипломат, попутно объяснив, что канал планируется прокопать по территории Никарагуа, соединив Атлантический и Тихий океаны.
Пропускная способность нового водного пути составит 5,1 тыс. судов в год. Стоимость проекта $40 млрд, вдохновленно поддакивает никарагуанцу телеканал «Беларусь 1». В него входит строительство портов, аэропорта, зоны свободной торговли. Принять в нем участие, по словам министра иностранных дел Никарагуа, могут и белорусские специалисты.
И вот именно это настораживает… Такой перспективный проект – и никто в нем не видит выгоды, кроме Лукашенко? А никарагуанцы в свою очередь готовы отдать проект века человеку, не способному импортозаместить даже велосипед?
- Годовой товарооборот РБ с Никарагуа составляет мизерных $800 тыс. Откуда возьмутся инвестиции в $40 млрд? К тому же мы помним советские времена, когда многомиллиардные вложения в страны Центральной Америки имели свойство исчезать бесследно.
А ведь если копнуть в историю, то идее строительства Никарагуанского канала почти 200 лет. За это время копать канал брались самые разные люди, но все буквально на стадии проектных изысканий бросали это дело, как неподъемное и убыточное.
В 1830-х годах Никарагуа действительно рассматривалось как удобное место для трансамериканского канала. В 1849-м году лицензию на перевозки по территории Никарагуа получил известный американский магнат Корнелиус Вандербильт, сразу взявшийся за проектирование водного маршрута. Речь об основателе клана Вандербильтов, чья внучка Консуэло Спенсер-Черчиль и была той самой «вандербильдихой», с которой пыталась соревноваться в роскоши героиня романа «12 стульев» Эллочка-людоедка Щукина. Как мы помним, один из стульев Остап Бендер сменял Эллочке на ситечко. Ниже мы увидим, что никарагуанский министр Монкада пытается провернуть с Александром Лукашенко весьма похожую операцию.
Со временем Вандербильт обнаружил, что агенты, которым он поручил управлять перевозками через Никарагуа, ведут двойную игру и пытаются взять предприятие в свои руки. Взбешенный инвестор в ответ вложился в альтернативный маршрут через Панаму.
![](https://bel-news.com/wp-content/uploads/2023/05/eb913828545a6d1f18117129a2539468.jpg)
В 1916 году исключительное право на строительство каналов через Никарагуа купили США. Начавшаяся в Европе Вторая мировая война и возросший спрос на грузовые перевозки заставили вернуться к идее канала, дублирующего Панамский. Позже рассматривался вариант строительства канала с помощью ядерных взрывов (в СССР с помощью ядерных взрывов хотели изменять русла сибирских рек, направляя их на орошение Центральной Азии). Все кончилось тем, что в 1979 году к власти в Никарагуа пришло правительство сандинистов Даниэля Ортеги, разорвавшее ранее подписанные договоры с США. Кстати, приехавший в Беларусь министр Денис Монкада представляет именно это правительство, так что вряд ли стоило бы серьезно полагаться на его гарантии.
Министр отмечает, что в 2012 году Национальное собрание Никарагуа одобрило проект строительства «Великого трансокеанского канала». Предполагается, что он станет более длинной, широкой и глубокой альтернативой Панамскому каналу (открыт в 1920 году) и серьезно разгрузит морской трафик.
- Разумеется, все это чисто никарагуанские Нью-Васюки. Соединенным Штатам совершенно не импонирует идея, что какой-то Ортега сдает в концессию строительство канала, право на которое американцы купили еще 90 лет назад. Соответственно, компании, следящие за собственной репутацией, не искушаются предложениями никарагуанского Национального собрания.
Зато вокруг стройки вращается большое количество проходимцев. В 2013 году 50-летнюю концессию на строительство и обслуживание канала получила зарегистрированная в Гонконге компания HK Nicaragua Canal Development Investment Co китайского бизнесмена Ван Цзина. Он уверял, что он уже привлек к строительству $40 млрд от глобальных инвесторов.
Даниэль Ортега называл стройку «второй фазой сандинистской революции» и грезил созданием 250 тыс. рабочих мест. Зашевелилась и Россия, сходу предложившая взять на себя «охрану» нового морского пути (кстати, вот здесь можно прочесть, что строительство канала в принципе невозможно до решения территориального спора Никарагуа и Коста-Рики о принадлежности реки Сан-Хуан). Но уже в 2015 году Ван Цзин заявил о потере почти 90% своего состояния в результате обвала китайского фондового рынка. Однако есть основания предполагать, что денег у него и не было. Контора под названием HK Nicaragua Canal Development Investment Co была аналогом «Рогов и копыт», планировавшая продавать ничем не подкрепленные акции очередного «проекта века». В 2018 года Блумберг сообщал о том, что компания Цзина закрыла свою штаб-квартиру в Китае, не оставив ни адреса для пересылки, ни номеров телефонов.
- Надо полагать, именно этот печальный факт подтолкнул сандинистское руководство Никарагуа обратить внимание на Беларусь, где окружение Лукашенко как раз заговорило о поясе стран «дальней дуги союзников». Собственно, и министр Монкада посетил Минск в надежде обменять лозунги о дружбе на небольшое финансирование под красивый, но абсолютно бесперспективный проект.
Министр просто не знает, что Лукашенко – не тот человек, которого можно развести, он сам кого угодно разведет. Вон, венесуэльские революционеры до этого времени ищут $1,5 млрд за нефть, проданную Беларуси Уго Чавесом еще 10 лет назад. «Джентльмены, вы пытались меня надуть», писал когда-то плутоватым никарагуанским партнерам упомянутый Вандербильт. За двести лет попытки кого-нибудь надуть стали неотъемлемой частью не только центральноамериканской политики, но и белорусской.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ