«Похищения, пытки, убийства». Что мировые СМИ пишут о преступлениях России в Изюме
После блестящего контрнаступления украинской армии на харьковском направлении, были освобождены десятки населенных пунктов. Но радость победы на этом участке фронта была омрачена страшной картиной, которая предстала после бегства российской армии. Самый крупный из освобожденных городов – Изюм Харьковской области был фактически полностью разрушен и разграблен оккупантами.
«Ситуация близка к апокалиптической. Центральная часть города, многоэтажки — если мы раньше говорили корреспондентам, что разрушены на 80%, то сегодня я бы сказал, что разрушены на 90%. Люди в центральной части города сегодня не живут, там жить невозможно, поскольку там все разрушено», – сообщил заместитель главы города Владимир Мацокин.
И что самое страшное после себя оккупанты оставили сотни замученных и убитых мирных жителей, могилы которых обнаружили в лесу. 23 сентября закончили эксгумация тел из массового захоронения.
«Работы продолжались неделю непрерывно. Из могил достали 447 тел погибших. Из них 215 женщин, 194 мужчины, 5 детей, а также 22 военнослужащих. Кроме того, обнаружили останки 11 человек, пол которых пока невозможно определить», – рассказал первый заместитель начальника Главного следственного управления Нацполиции Сергей Пантелеев.
По словам главы Харьковской областной военной администрации Олега Синегубова, большинство погибших имеют признаки насильственной смерти, а 30 – следы пыток. Есть тела с веревкой на шее, со связанными руками, с поломанными конечностями и с огнестрельными ранениями. У нескольких мужчин ампутированы гениталии.
Ранее всему миру стал известен город Буча под Киевом, где в начале апреля после месячной оккупации украинская армия обнаружила последствия аналогичных преступлений российской армии. Убийства мирных жителей в Буче было подтверждено мониторинговой группой ООН. В Украине данные преступления назвали геноцидом.
Теперь мы видим очередное доказательство аналогичных страшных фактов в Изюме.
«Найдено по меньшей мере еще 3 таких места в этом районе, есть захоронения и в других освобожденных городах Харьковщины. Сейчас проводятся осмотр и разминирование», – заявил Олег Синегубов.
Можно себе представить сколько еще пыток, изнасилований и убийств произошло и происходит на территориях, которые до сих пор остаются под российской оккупацией. Эта трагедия не должна остаться без ответа со стороны мирового сообщества. Тем более, когда представители путинского режима продолжают нагло врать, перекручивая очевидные факты.
Ранее, пытаясь играть на упреждение, в российском МИДе заявили, что сотни свежих могил, оставшихся после оккупации Изюма, это «провокация», которую пытается устроить украинская сторона по примеру Бучи. Более, того, 24 сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что украинское руководство не пускает иностранных журналистов в город Изюм, где «якобы были обнаружены массовые захоронения украинцев».
«Для вашего сведения, был интерес целого ряда журналистов иностранных поехать туда и посмотреть своими глазами – их туда не пускает украинское руководство», – сказал он в ходе пресс-конференции в ООН.
Как видим, не успел российский министр приехать в Нью-Йорк, как начал с очередной лжи. Дальше само выступление можно было и не слушать: оно насквозь пронизано неправдой и дезинформацией.
- Во-первых, украинские и мировые СМИ после обнаружения массового захоронения сразу же побывали на месте преступления. Идет речь именно о журналистах, а не о пропагандистах с России или, например, Ирана. Вдруг именно их и имел ввиду Лавров.
- Во-вторых, ради очередного доказательства того, что российский министр лжет, пытаясь сокрыть преступления армии РФ в Украине, процитируем реальные мировые СМИ.
THE GUARDIAN: «Изюм: после отступления русских раскрываются ужасы российской оккупации»
Журналист британского издания Люк Хардинг, побывав в Изюме, рассказывает читателям историю Максима Максимова, который пережил пытки во время российской оккупации.
«Российские военные забрали его из камеры в подвале Изюмского отделения милиции. Они усадили его на офисный стул и прикрепили к пальцу зигзагообразный зажим–крокодил. Он был соединен кабелем со старомодным советским военным полевым телефоном. А потом началось. Солдат крутил ручку, поворачивая ее все быстрее и быстрее. Это послало мучительную пульсацию в тело Максимова. “Я рухнул. Они подняли меня вверх. На моей голове был капюшон. Я ничего не видел. Мои ноги онемели. Я не мог слышать на левое ухо“, — вспоминал он. “Потом они сделали это снова. Я отключился. Через 40 минут я пришел в себя в своей камере”.
Российская армия заняла полицейский участок в апреле. Это последовало после яростного месячного боя с украинскими войсками, которые обосновались на холме рядом с советским военным мемориалом в Изюме. По словам Максимова, 50-летнего издателя, солдаты ловили всех, кого подозревали в проукраинских взглядах. Он остался, чтобы присматривать за своей пожилой матерью.
Они искали военнослужащих–ветеранов, добровольцев и чиновников мэрии. Появились русские со списком имен…».
Дальше журналист переходит к описанию массового захоронения:
«Жители не смогли сказать, сколько людей пропало за пять месяцев оккупации города Россией. Один из ответов можно было найти в солнечном сосновом лесу на окраине города, недалеко от российского блокпоста. Под деревьями украинские судмедэксперты проводили ужасный процесс эксгумации и установления истины.
Русский батальон поставил свои танки рядом с кладбищем, срубив ветки и соорудив подземные убежища с аккуратными бревенчатыми крышами. Погибшие в Изюме — 443 человека с февраля — присоединились к ним на близлежащих песчаных участках…
Место сильно пахло человеческим разложением и сосновой смолой. Родственники сказали, что российские ракеты убили их близких…».
THE WASHINGTON POST: «Пытки, убийства, похищения: отступление русских из Изюма раскрывает ужасы»
Авторы репортажа Шивон О’Грэйди, Анастасия Галушка, Войцех Гжедзинский в американском издании также описывают трагедию, увиденную в украинском Изюме:
«Российские войска терроризировали жителей в течение шестимесячной оккупации Изюма, стратегического узла на северо–востоке Украины. На этой неделе свидетели и жертвы рассказывали о пытках, убийствах и насильственных исчезновениях, совершенных солдатами. И пока они давали свидетельские показания, украинские официальные лица, вернувшие себе контроль над городом, работали над раскопками доказательств этих потенциальных военных преступлений.
В пятницу следователи приступили к эксгумации тел более 400 мирных жителей, захороненных на импровизированном кладбище, и 17 украинских военных, захороненных в братской могиле на том же месте. Район, расположенный в лесу недалеко от Изюма, использовался как российская военная позиция.
Официальные лица заявили, что они быстро обнаружили следы пыток на некоторых трупах. По крайней мере, у одного из них была веревка на шее, сказали они.
…Около 100 следователей стоически раскапывали могилы — каждая помечена простым деревянным крестом и номером — и делали записи о состоянии разлагающихся тел, измеряя их и ища опознавательные детали. Запах смерти наполнил воздух, и по лесу разнеслось эхо грохота, когда украинские силы разминировали близлежащий район.
Несколько следователей в белых комбинезонах и перчатках стояли в большой яме, где было обнаружено братское захоронение солдат. Они положили каждое тело в белый полиэтиленовый пакет, затем отнесли пакеты на ровную площадку поблизости. Затем один рабочий расстегнул сумку, чтобы внимательно изучить ее содержимое. Личности солдат были неизвестны — их лица были настолько изуродованы или истлели за время, проведенное под землей, что их невозможно было узнать.
Одежду искали на предмет каких–либо намеков на имена. В карманах одного мужчины рабочий нашел только назальный спрей и лекарство. У другого солдата был мобильный телефон серебристого цвета, розетка, металлическая ложка, наушники и два обезболивающих. Следователь использовал армейский флис мужчины, чтобы вытереть экран телефона, затем попытался включить его, прежде чем положить его в небольшую сумку для дальнейшего изучения.
В следующем мешке для трупов он нашел человека, чья левая нога была высоко смята под левой рукой. Он был без рубашки и весь в песке, а на левом запястье он носил два желто–голубых браслета. Постепенно следователь стер песок, чтобы обнаружить несколько татуировок, которые могут помочь определить личность солдата, в том числе татуировку на его левой руке: имя «Алина» с маленькими сердечками вокруг него.
Улики, обнаруженные на месте захоронения, являются частью гораздо более масштабной истории ужасов, развернувшихся в этом городе после того, как в марте российские войска взяли его под свой контроль. Несмотря на чувство оптимизма в связи с недавними победами Украины в восстановлении территории, мирные жители, борющиеся с последствиями российской оккупации, все еще переживают то, что им пришлось пережить. Некоторые изо всех сил пытаются поверить, что мир в их городе сохранится».
AL JAZEERA: «Украина нашла массовое захоронение в Изюме после изгнания русских»
Катарское СМИ в своей редакционной статье, анализируя трагедию в украинском Изюме, пишет: «Журналисты, приехавшие на место, описали сотни могил, отмеченных простыми деревянными крестами среди деревьев».
Далее они цитируют Президента Украины Владимира Зеленского:
«В своем обращении Зеленский сослался на убийства в Буче, на окраине Киева, где в начале апреля украинцы нашли тела мирных жителей, лежащие на улицах после вывода российских солдат. Он также упомянул южный портовый город Мариуполь, где, по словам Украины, десятки тысяч мирных жителей, вероятно, погибли в результате российского штурма и длительной осады. “Буча, Мариуполь, теперь, к сожалению, Изюм. …Россия повсюду оставляет смерть. И он должен нести за это ответственность. Мир должен привлечь Россию к реальной ответственности за эту войну“, — сказал он».
Также издание цитирует заместителя министра внутренних дел Украины Евгения Енина:
«В только что освобожденной Харьковской области украинские военные также обнаружили несколько “камер пыток”, где как граждане Украины, так и иностранцы граждане содержались “в совершенно нечеловеческих условиях”. “Мы уже сталкивались с эксгумацией отдельных тел, причем не только со следами насильственной смерти, но и пыток — отрезанными ушами и т. д. Это только начало”, — сказал Енин».
BBC NEWS: «Война в Украине: массовая эксгумация в Изюме»
Журналистка Орла Гурин побывала в Изюме, где увидела шокирующие факты. В известном британском СМИ она пишет:
«Эксгумация проводилась в основном в тишине, когда полиция и прокуроры смотрели. Один офицер положил голову в руки. Другой ушел.
…Украина полна решимости показать это тревожное зрелище для мира. Конвой международных журналистов были привлечены к наблюдению.
Похороны – рядом с существующим кладбищем – содержит ряд за рядом могил, отмеченную грубыми деревянными крестами. Имена были написаны на нескольких, но большинство были отмечены только номером. Похороны здесь были проведены по приказу русских, когда они контролировали город.
…72-летний Григорий пришел сегодня на место захоронения, чтобы увидеть могилу своей жены Людмилы. Он сказал нам, что она была убита 7 марта во время сильного обстрела в Изюме. Сначала ему пришлось похоронить ее во дворе их дома, а затем она была перезахоронена здесь в августе. Теперь ее останки снова будут нарушены.
Женщина, которая жила напротив леса, сказала нам, что русские войска удерживали местных жителей от кладбища».
DEUTSCHE WELLE: «Эксгумация в украинском Изюме выявила следы пыток»
Немецкое издание информирует своих читателей, что «следователи обнаружили новые доказательства военных преступлений в ранее оккупированном Россией городе Изюм: призывы к международному расследованию становятся все громче».