Иллюзии «импортозамещения»: как Лукашенко ворует будущее молодых белорусов
![](https://bel-news.com/wp-content/uploads/2022/08/09-2.jpg)
Александр Лукашенко утверждает, что Запад своими санкциями подтолкнул Беларусь и Россию к интенсивному развитию. По его словам, уже разработаны программы по импортозамещению, а в Беларуси скоро будет «свой Мерседес».
Такие идеи говорят о том, что два политических пенсионера – Путин и Лукашенко – окончательно спятили. Именно импортозамещение является одним из ярких примеров сумрачного сознания диктаторов, опасного для будущего экономики и общества.
Вечное импортозамещение
Про импортозамещение Лукашенко в Беларуси говорил еще с конца 1990-х. Так как эта миссия невыполнима в принципе, то шарманка импортозамещения в риторике диктатора перешла в 2010-е, как когда-то идея построения коммунизма переходило от генсека к генсеку.
В 2012 году белорусским производителям было даже предложено заняться выпуском аналогов импортных мобилок, видеокамер, скутеров, кондиционеров. Появились «свои» телефоны Venso, «СНАМИ» и Flycat – белорусизированные китайские аппараты, отличающиеся плохим качеством, но низкой ценой. Сегодня они популярны разве в непризнанных образованиях, как ЛДНР или аннексированном Крыму, где не так просто купить лицензированный импорт.
Самый качественный продукт, наверное, сделал тогда ликеро-водочный завод «Белако», выпустивший в 2013 году лимитированную серию водки под названием «Мобила» (форма бутылки была похожа на кнопочный мобильный телефон).
Умное импортозамещение
В 2014 году к эпопее импортозамещения начала активно присоединяться Москва. После санкций, как и в случае Лукашенко, в Кремле решили сделать хорошую мину при плохой игре.
Балансирование Беларуси в вопросе украинско-российского противостояния принесло свои плоды в виде доступа к технологиям Китая и Европы одновременно. В частности, Беларусь получала немецкие, британские и американские двигатели, тогда как готовые автобусы и трактора шли в Россию и Украину.
Но в 2020-2021 годах ситуация изменилась. Западные компании начали сворачивать сотрудничество с режимом Лукашенко. Например, Rolls-Royce полностью прекратил сотрудничество с БелАЗом после инцидента с посадкой самолета Ryanair.
Традиционно разрыв связей с миром вызвал у Александра Лукашенко новый приступ «импортозамещения». И чем хуже ситуация, тем выше горизонты замещения. Диктатор замахнулся уже не на мобилки, а на полупроводники и «мерсы». А после 24 февраля, когда западные компании начали сворачивать сотрудничество и с РФ, приступы «импортозамещения» удвоились.
Почему импортозамещение невозможно
Разговоры об импортозамещении – это сказки для прикрытия изоляции экономик Беларуси и РФ из-за неадекватных действий диктаторов.
Во-первых, импортозамещение означает технологический дауншифтинг для машиностроения и промышленности. Во-вторых, качественное ухудшение белорусских товаров для бытовых потребителей (их никогда особо не жалели). Третье: в случае с Лукашенко это еще возможность сбить с РФ деньги под программы импортозамещения.
Проблема импортозамещения в том, что сегодня промышленное производство – процесс более-менее интернационализированный. Более того, все качественные технологии и продукты являются результатом сборки наилучших компонентов со всего мира. Задача государства или корпорации – стать точкой для такой сборки, а вовсе не производить все самим.
Возьмем, например, современные буровые газовые установки. Систему верхнего привода делают в США, насосы поставляют из Китая, электронные «мозги» покупают в Германии, а основные металлоконструкции производят в Беларуси или Украине. И таких изделий нужно для рынка меньше, чем устаревших «Уралвагонзавода», поскольку новые намного эффективнее. Подобное наблюдается в автомобилестроении, авиастроении и даже в производстве боевых беспилотников.
Жизнь за счет детей
Быть точкой сборки, промышленным хабом – вот суть современной промышленности. Это сложная задача. Во-первых, сложно технически. Во-вторых, состояние политического режима в стране должно быть таким, что он гарантировал свободный доступ к передовым технологиям, товарам и услугам во всем мире.
А в случае с Лукашенко и Путиным такое кооперативное производство просто невозможно из-за санкций. Им просто никто ничего не продаст. Они это понимают, поэтому прикрывают технологическую изоляцию словом «импортозамещением».
Для Беларуси «импортозамещение» означает технологическое упрощение, деградацию и, в конечном счете, падение уровня жизни людей, что особенно сильно ударит по следующему поколению белорусов. Они просто будут отставать от своих сверстников во всем мире, которые будут жить в режиме свободного доступа к знаниям, информации, технологии и товарам.
Но Путин и Лукашенко решили идти по этому пути. Они сами уже немолодые, на их век запаса прочности хватит. Но из-за развязанной войны, политических репрессий и просто самодурства диктаторов перспектив лишаются молодые люди Беларуси.
Виктор ЧЕРНЫШ