12 друзей Лукашенко: нездоровые смыслы новой военной доктрины
Как известно, в январе Советом Безопасности Беларуси рассматривалась новая редакция военной доктрины страны. И, как по горячим следам рассказал заместитель начальника факультета Генерального штаба Военной академии РБ полковник Андрей Богодель, она будет определять «недружественные государства» к Республике Беларусь. И вот тут самое интересное.
«Мы видим недружественными государствами и союзами прежде всего блок НАТО, Соединенные Штаты Америки, Великобританию, страны Прибалтики, Польшу и Украину», — сказал полковник. Союзников же у страны меньше: это «Российская Федерация в рамках Союзного государства, это ОДКБ и СНГ».
Мир, конечно, нестатичен, и из слов замначальника факультета Генштаба трудно понять, каков сейчас статус, например, Швеции, которая официально лишь на пути к НАТО. Или — Молдовы, которая почти что вышла из СНГ.
Снова-таки, как выходит так, что отношения Минска с «недружественным» членом НАТО Венгрией намного более теплые, чем с «дружественным» членом ОДКБ Арменией? К тому же к премьеру Николу Пашиняну белорусский правитель еще и испытывает нескрываемую неприязнь.
Но особенно выделяется на этом фоне статус Украины. Ведь еще в первые дни российского вторжения Совет министров утвердил перечень иностранных государств, «совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и физических лиц». Таких стран нашлось около четырех десятков. В их числе успели продемонстрировать собственную «недружественность» Республика Северная Македония, Черногория и даже Княжество Лихтенштейн.
Однако в упомянутом списке не оказалось Украины, что еще позапрошлом году откровенно удивляло наблюдателей. Наш сосед, на территорию которого через белорусскую границу двинулись русские войска, каким-то образом избежал этого статуса в числе немногих европейских стран вроде Сан-Марино, Ватикана и Андорры.
Не исключено, что Лукашенко пошел на такой шаг, рассчитывая еще раз использовать Беларусь в качестве площадки для переговоров. А может быть для того, чтобы слегка отстраниться от уже неприкрытого участия в агрессии.
В любом случае, два года отношения с Украиной, официально не являясь «недружественными», де-факто были такими: оба государства, отозвав послов, активно занимались тем, что денонсировали подписанные ранее договоры о сотрудничестве, а заодно минировали границы.
И вот что интересно, после утверждения Всебелорусским народным собранием новой военной доктрины в стране окажется два официальных перечня враждебных государств — военный и торговый. При этом они не будут совпадать. По какому перечню накладывать санкции, по какому отнимать имущество — с этим наверняка возникнет путаница.
Вот, например, совсем недавно Беларусь «ассиметрично» ответила на западные санкции ростом пошлин на шампуни из «недружественных» США, Канады, Австралии и Британии. Стоит ли с появлением новой военной доктрины добавить к ним украинский шампунь? Или вот еще: 31 октября Александр Лукашенко подписал указ, запрещающий гражданам «недружественных» государств распоряжаться своими акциями в белорусских компаниях. Будет ли эта практика распространяться и на «враждебные» страны из военной доктрины?
Еще что интересно: если буквально все соседние страны режим Александра Лукашенко объявил «враждебными», то как же тогда можно реализовать записанную в той же доктрине концепцию «проведения миролюбивой политики и предоставления площадки для урегулирования различных военных конфликтов»? Вряд ли о каком-то «урегулировании» может идти речь для страны, которая четко разделили мир на небольшое количество друзей и намного большее количество врагов.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ