Политика

Лукашенко идет на «выборы» с лозунгом брежневских времен, – эксперт

В Беларуси на 26 января 2025 года запланированы так называемые президентские выборы, а внятной программы у кандидата, которого пропаганда и даже его соперники представляют как безальтернативного, до сих пор нет. В каком состоянии Александр Лукашенко готовится зайти на очередной президентский срок и что (не) обещает белорусам оценил экономист Сергей Чалый.

«На эти выборы он отчаянно идти не хотел, не зря ему придумывали все эти варианты аккуратного ухода через главу ВНС, который мог контролировать следующего президента. Но что-то случилось, и они все переиграли», — говорит в интервью DW Беларусь Сергей Чалый.

Видно, что Лукашенко ведет эту кампанию совершенно не так, как все предыдущие — он абсолютно не включен в нее, словно хотелось бы, чтобы она случилась сама, без него, отмечает эксперт.

При этом, у власти все-таки есть месседж, считает аналитик, и выкристаллизовывался он во время поездок правителя по областным «Дожинкам». В каждом районе в речи Лукашенко звучало такое (не напрямую конечно): мол, мы за 2-3 года поправим все то, что не удалось за предыдущие 30. Потом лозунг претерпел небольшие изменения, и теперь это уже не 2-3 года, а следующая пятилетка. Но смысл остался тот же самый, обещания всю страну привести в порядок — и передать детям.

Сергей Чалый сравнивает эти месседжи с предыдущей кампанией — ее правитель, по большому счету, также не вел, встречался только со своими силовиками, которых призывал «не предавать».

«Весь тот ужас, который творится со страной в последние пять лет, связан только с тем, что один человек не смог разжать синие пальцы. Хоть он и говорит, что страну спасал, но все прекрасно понимают, что спасал он только свою задницу. Санкции, репрессии, которые не затихают, соучастие в войне — все это результат одного решения. И представьте, каково сейчас чиновникам слышать про еще пять лет? Поэтому и появился месседж про детей, хотя он также не в первый раз звучит. Откуда этот месседж вообще взялся? Это был лозунг еще брежневских времен – «Дети — цветы жизни» и «Все лучшее — детям». Обращение к детям в советское время означало то же самое, что оно означает сейчас. Мы не можем предложить вам ничего, но делаем вид, что пообещаем что-то детям. По сути дела, это признание того, что нормальную жизнь мы вам обещаем черт-те когда. Больше в нынешней предвыборной программе Лукашенко ничего нет», – отмечает эксперт.

Из встреч сборщиков подписей с псевдонародом звучит еще один месседж, на самом деле, довольно зловещий. Что люди ценят то, что есть, и боятся это потерять. Если коротко, это главные мотивы: мы ничего не можем пообещать этому поколению, только пригрозить.

Сергей Чалый сомневается, что Лукашенко досидит свой следующий президентский срок до самого конца.

«Видно, что идет стремительное дряхление. Понятно, что медицина у него хорошая, но она ведь не может сделать мысль ясной. Следующие пять лет у власти Лукашенко, может, и проживет, но понадобится интерпретатор его слов, условно, будет за креслом стоять Крутой, выходить к журналистам и переводить: «На самом деле, папа имел в виду вот это». Жизнь при этом будет идти параллельным путем. Но лучше она, конечно, не станет, ведь управляющими будут люди, которых никто не избирал. А управлять только страхом невозможно. Это тяжелая ситуация, которая усиливает нестабильность. Единственный вариант, который мог бы обеспечить какую-то предсказуемость — управляемая передача власти. И она может произойти, к слову, даже помимо воли Лукашенко, потому что даже в Конституции есть пункт «в связи с неспособностью исполнять обязанности». Да и вообще всякое бывает, и табакерка, и шарфик», – считает эксперт.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть