Фельетон о свинарнике. Почему «письма реагирования» не спасут лукашенковский режим
Александр Лукашенко издал указ о реагировании должностных лиц на критику. Теперь редакции государственных СМИ в течении двух дней обязаны сообщить государственным органам и организациям о критических материалах в их адрес.
- Новшество Александра Лукашенко — известная советская практика. Во времена Союза редакции районных газет после публикации критической статьи отсылали по адресу предприятия или организации так называемое «письмо реагирования».
По истечению двух недель организация, которая подверглась критике, должна была сообщить об устранении недостатков и наказании виновных. Если реакции не было — отправляли еще одно, последнее предупреждение. Затем писали статью под рубрикой: «Критика подействовала».
Моя коллега-журналистка, ныне пенсионерка, вспоминала, что 45 лет назад написала первый в жизни фельетон о колхозном свинарнике. Будто-бы возмущенная свинья жаловалась в «Главсвинтрест» о невыносимых условиях содержания. Особенно свиноматку возмутил запах в помещении, поскольку она была на сносях и ожидала прибавления потомства. Как и положено, через две недели председатель колхоза прислал письмо реагирования, сообщив, что заведующего фермой уволили с занимаемой должности. Юная журналистка, осознав, что поломала чью-то судьбу, рыдала целый день.
Впрочем, если можно было критиковать заведующего фермой или председателя колхоза (но не каждого), то первого секретаря райкома или обкома партии — нельзя. Естественно, нельзя критиковать и главу республики или генерального секретаря. Нарушители запрета могли легко поехать на перевоспитание на Колыму и в другие места.
- Александр Лукашенко, хоть и пребывает у власти 30 лет, дольше Хрущева и Брежнева вместе взятых, невольно копирует старые советские практики, среди которых прошла большая часть его жизни. Ему явно не хватает свежих идей и смелых решений, чтобы двигать страну по пути развития. Но других методов управления, кроме колхозных, он не знает.
Старый советский трюк в виде «реагирования» призван сменить нескольких мелких клерков и слегка выпустить пар из системы. Лукашенко в точности копирует этот прием. Создается впечатление, что вокруг все хорошо, хотя неприятный запах уже распространяется. Страна, где нет свободных выборов и сменяемости власти, обречена.
Самое парадоксально, что финалом истории с фельетоном о свинарнике, как позже выяснилось, стало то, что опального заведующего вернули на прежнюю должность. Потому что «реагировать» на критику хоть и приходилось, но работать-то кому-то надо.
Алесь КОВАЛЕНОК